Маски и скульптуры народности Lega (Warega) [Конго]
Люди Lega (или Warega) являются этнической группой в Демократической Республике Конго. В 1998 году их население составляло около 250 000 человек. Lega живет вблизи северной оконечности озера Танганьика на берегу реки Луалаба. Улиндинская долина реки имеет богатую разнородную фауну, включая множество видов обезьян, шимпанзе, леопардов, буйволов, слонов и антилоп. Территория покрыта тропическими лесами, а на востоке скалистые горы поднимаются до 1800-2000 м. Климат здесь жаркий и влажный круглый год. Средняя температура составляет 24°C - 27°C.
В горах имеются леса и луга. На севере и западе лес гуще и глубже. На юге региона находятся участки лесной саванны и лесных массивов. Весь лес уже давно населен людьми, которые очистили землю для выращивания и создания пастбищ. В лесу много растений и деревьев, которые обеспечивают пищу и используются для других целей тоже.
Люди Лега традиционно живут в небольших деревенских группах без центральной власти. Внутри общины глава наследует свою позицию на патрилинейной основе, а его близкие родственники имеют самый высокий ранг. Жизнь в деревнях в отсутствии центральной власти привела людей к созданию системы (ассоциации) Bwami. В России Bwami (Бвами) назвали бы правящей партией, внутри которой существует иерархия и карьерный рост. Чем выше положение в партии, тем выше моральное влияние и авторитет в обществе.
Уравновешивая эту родоплеменную структуру, общество Бвами также регулирует социальную и политическую жизнь. Это общество имеет семь иерархических уровней для мужчин и четыре уровня для женщин и открыто для всех. Участник продвигается по карьерной лестнице через сложную систему обучения, оплаты и инициаций (посвящения), добиваясь высокого статуса. Члена высшего уровня называют Kindi, - социальным лидером с большим моральным авторитетом.
Люди Лега политеистичны и верят в существование множества богов. Верховный бог - Калага (Kalaga). Kaginga - воплощение зла. Kaginga помогает колдунам, но членство в обществе Бвами может защитить человека от злых дел ведьм.
Ранее люди Лега жили на территории современной Уганды, и начали мигрировать оттуда в их нынешнее место в 16 веке. Лега были жестокими воинами, завоевывая людей, на территорию которых они входили, и навязывали свои обычаи. К середине 1800-х Лега были окружены арабами, которые угрожали набегами.
На протяжении большей части периода Свободного государства Конго, территория Лега находилась в районе, в котором большое влияние имели арабы. На протяжении двух лет мусульмане управляли Лега и собирали дань в виде каучука и слоновой кости. Однако они построили несколько городов: Micici on the Elila, Shabunda on the Ulindi and Mulungu.
В течение 1890-х годов бельгийцы вторглись в Конго, вытеснили арабских работорговцев и создали правительственные должности вблизи Мичичи и Шабунды. Они не полностью контролировали территорию до 1900-х годов, но структурировали территорию на сектора по племенному принципу.
Католические миссионеры сюда прибыли в 1910-е годы, и первая протестантская миссия была основана в 1922 году в Шабунде. В 1923 году началась добыча полезных ископаемых в восточной части Легалжнда, а в 1930-е годы открылись новые шахты, на которые пошла работать молодежь. Часто люди устраивались на работу только на короткий период, чтобы заработать достаточно денег для каких-то целей, например, для брака или ритуала Бвами.
В 1933 году бельгийские власти запретили культ Бвами, в 1948 году это решение было вновь озвучено, так как ранее оно не выполнялось местным населением. Бвами ушел в подполье и был официально признан снова в 1958 году, но к тому времени большая часть традиций художественного производства была утрачена. Заир (Конго) стал независимым в 1960 году. Режим Мобуту Сесе Секо был коррумпированным и жестоким, и в конечном итоге Мобуту был изгнан в Первой войне в Конго (1996-1997 годы). За этим вскоре последовала Вторая война в Конго (1998-2003 годы), в ходе которой мятежники сделали президентом страны Лорана-Дезире Кабилу. Территория Lega была сценой многих военных конфликтов в этот период.
Лоран Кабила был лидером, которому симпатизировал Че Гевара, и известен в первую очередь тем, что в октябре 1996 года повел этнических тутси из провинции Киву против сил хуту, отметив начало первой Конголезской войны. При поддержке Уганды, Руанды и Бурунди, Кабила сконцентрировал силы и организовал полномасштабное восстание против Мобуту. Кабила использовал на войне подростков, согласно оценкам, в его армии находилось порядка 10 000 детей. В войне против Мобуту широко использовалась коммунистическая идеология. Впрочем, Че Гевара отмечал недостаточную идейную цельность Кабилы из-за того, что тот не брезговал наркоторговлей и организацией притонов в Танзании.
И сегодня Лега традиционно живут охотой и собирательством, используя богатые ресурсы леса. За приготовление пищи отвечают женщины. Если не идет дождь, они будут готовить еду снаружи дома на очаге, образованном из медленно сжигающихся бревен, над которыми водружается горшок. В плохую погоду они готовят еду на кухнях в длинных домах. Мужчины едят группой в мужском доме, а женщины едят с маленькими детьми на кухне или за ее пределами.
Местные жители Лега принуждались колониальной администрацией производить маниоки, бананы и рис для обеспечения шахтеров, что вызывало значительные нарушения жизненного уклада этого народа. В последние годы Лега занялась добычей золота в реках и работой на железорудных рудниках.
Искусство Lega
Маски и фигуры общества Bwami (Бвами) являются символами ранга владельца в обществе. Предметы выражают духовные и социальные ценности и используются во время обрядов посвящения. Произведения искусства Бвами часто связаны с пословицами, и эти пословицы в сочетании с танцем, поэзией и песней дают мудрость членам общества. Красота, знание и сила переплетаются.
Некоторые произведения искусства можно увидеть, и тем более владеть только высшим классам общества. Предметы обычно маленькие и простые по форме и имеют поразительную патину, которая возникает из-за того, что ее обрабатывают (мажут маслом, кровью животного и т.д.) или носят на теле. Вещи из слоновой кости обычно имеют красные или желтые патины.
Маски довольно стандартизированы, хотя наиболее важные маски со специальным ритуальным использованием или символическим значением могут иметь необычный дизайн. Типичная маска будет иметь вогнутое сердцевидное лицо. Лоб слегка выступает, нос узкий, глаза щели и рот слегка открыт. Каждый раз, когда используется маска, ее протирают белой глиной, которая со временем превращается в белую патину.
Некоторые маски используются в Bwami как отличительный знак, который носят на лице, руках и выставляют на видное место в доме. Маски Lega для ношения на руке называют Lega Passport, так как они являются своего рода документом, подтверждающим прохождение обряда инициации. Это означало, что лицо (владелец маски) приобрело мудрость и нравственность.
Маска имеет определенный художественный стиль: разрез глаз похожий на кофейные зерна, длинный прямой нос, маленький рот расположенный вблизи подбородка. Маска часто покрывается каолином (белая глина).
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Lega_people