Маски и скульптуры народности Luba [Конго]
Луба (Luba) - это этническая группа, которая объединилась между шестнадцатым и девятнадцатым веками, образовав большую империю на юго-востоке современной Демократической Республики Конго. Империя просуществовала до колониального периода (примерно 1885 г.). Империя получала дань, которую ей выплачивали другие королевские дворы и крупные вождества. Империя расширялась за счет новых территорий, но многие из них так и не были полностью ассимилированы. Торговая сеть по продаже меди, соли и железа также способствовала росту империи Люба вслед за ее основными товарами.
Территория проживания народа Luba
Река Луйка (Luika), текущая с востока на запад в Демократическую Республику Конго, разделяет Хемба на так называемую «южную» и «северную» Хембу. Во время экспансии империи Луба на восток при короле Илунге Сунгу около 1800 года Хемба жили в районе, ограниченном на севере рекой Лукуга, на юге рекой Лувуа и на западе Луалабой. Илунга Сунгу удалось заставить южную Хембу платить дань и включить ее народ в империю Луба до своей смерти.
История Лубы и Хембы тесно переплетена, и, хотя Луба не удалось навсегда интегрироваться с Хемба, они оказали на них значительное культурное влияние. Особенно это заметно в скульптурной резьбе обеих групп.
Искусство Лубы и Хембы фокусируется на «женском портрете» как на выражении религиозного и духовного вдохновения. Особенно известны женские фигурки, несущие чаши. Этот тип скульптуры представляет проведение прорицания mboko. Эти предметы принадлежали важным прорицателям килумбу.
У церемониальных топоров Луба на конце древка изображена женская голова. Они сыграли значительную роль в империи Люба, поскольку были даны как своего рода знак феодальной собственности князьям, присоединившимся к империи Люба.
Самые известные амулеты Люба - Микиси Михаси - это маленькие, преимущественно женские фигурки, сделанные из слоновой кости, чтобы защитить своего владельца с помощью магии (бванга) от болезней, несчастий и чар, а фигурки кариатид на стульях и подставках для шеи также являются женскими, что означает важную роль женщин в обществе Лубы.
Высокая ценность женщин относится не к светско-политической власти, а к политико-сакральной сфере. Это было символично для нового короля. Первая жена подарила ему священный калебас, наполненный белой землей, в знак его королевской власти. В то же время он получил священную власть и территориальные владения от женщины, символизируемых белой землей.
Луба также известны красиво изготовленными носителями лука, мемориальными досками лукаса и небольшими личными защитными фигурками какудзи.
Ранние путешественники признали мастерство мастеров Лубы и Хембы. К сожалению, в конце XIX века запоминать имена резчиков не считалось важным. Лишь намного позже, сравнивая музейные коллекции, они попытались распознать отдельные мастерские. Франц М. Ольбрехтс начал с компиляции произведений «Мастера Були». Позже были выявлены местные стили (Мванза, Бене Сунгу и др.) Или отдельные стили, такие как «мастер каскадной прически». Иногда можно было встретить и таких известных художников, как Килоко из Буссангу.
Эксперты аукционного дома Bonhams пишут: «В искусстве Любы преобладает женщина. Женщины были важными политическими деятелями в качестве эмиссаров и послов, советников. Женщины королевского двора вступали в брак с отдаленными вождями, таким образом расширяя сферу власти Лубы на окружающих. Придворные женщины имели титул и функции, важные для осуществления власти. В этих ролях и в своих способностях в качестве духовных медиумов женщины играли решающую роль в балансе власти в королевстве.
По мнению Лубы, красота не является врожденной, но создается на протяжении всей жизни. Физическое совершенство отражает нравственное совершенство. Тело - это холст, на котором можно работать: человек делает себя красивым с помощью косметических украшений и манипуляций, которые люба считают эстетически и духовно приятными.
Неровности скарификации и узоры, созданные на их основе, можно комбинировать и повторно комбинировать в бесконечных вариациях, чтобы создавать различные сообщения и значения в зависимости от статуса, идентичности и политических намерений. Скульптуры Лубы точно представляют фактические образцы скарификации, которые впервые были нанесены на кожу во время обрядов инициации девочек перед замужеством и обновлялись и дополнялись на протяжении всей жизни женщины, отражая совокупную природу идентичности и памяти.
Женские фигуры Луба своими жестами, выражениями и украшениями выражают фундаментальные принципы силы и воплощения духа. Прическа окружает ее голову, как ореол, ее лицо неземно и вневременно, а ее простой жест руки к груди означает ее преданность духовному миру».