Народность Toma (Loma) из Либерии и Гвинеи, их ритуальные маски и посвящение в общество Поро

Народность Toma (Loma) из Либерии и Гвинеи, их ритуальные маски и посвящение в общество Поро

Народ Тома, который также называют Лома, Логома, Лума, Лорма —этническая группа из Западной Африки, которая проживает в Либерии и Гвинеи, в основном в горных, малонаселенных регионах недалеко от границы между этими странами. Их население оценивалось в 330 000 человек в двух странах в 2010 году. Toma тесно связаны с народом Менде.

Toma сохранили свою традиционную религию и сопротивлялись исламскому джихаду. Жители Лома назвали религиозный конфликт с народом Мандинка исторической «катящейся войной». Народ Лома известен своими большими деревянными масками, в которых сочетаются синкретические животные и человеческие мотивы. Эти маски были частью их тайных обрядов посвящения в тайном обществе Поро. Самые большие маски имеют высоту около шести футов, украшены перьями и, по мнению Ломы, содержат в себе лесных духов. Маски называются Ландаи (landai или dandai), они имеют четко выраженную крокодилью челюсть и плоское стилизованное человеческое лицо. Сообщается, что на этой маске изображен персонаж Ньянгбай, жена великого лесного духа Дандай (или Ландай), олицетворявшего силу Поро. Эта маска символически пожирает кандидатов общества Поро в конце обряда их инициации, после чего они возрождаются как полноправные члены этого общества. Существуют некоторые редкие фигурки Toma, которые хранятся в каждом доме» (Источник: Бакар, Жан-Батист. Племенное искусство Африки. Нью-Йорк: Thames and Hudson Inc., 1998).

Эксперты аукционного дома Sotheby's пишут об этих масках, что «... маски не носили портретного характера. Они больше походили на демонов [, а...] великий крокодил должен был проглотить мальчиков и оставить на их телах следы своих зубов [в виде шрамов...]. Он говорил измененным голосом, как если бы его рот был полон воды, или горловым урчанием. язык был тайным или, по крайней мере, иностранным, поэтому ему требовался переводчик. Он говорил очень быстро и короткими предложениями, иногда издавая грохочущий звук. Мужчины приносили ему еду, обычно колу и деньги, которые он расхватывал своим огромным крокодилом. спрятанный за челюстями мешок ловил все подряд. Изредка он притворялся, что ест человека, пряча его под своей объемистой юбкой и капая красными соками изо рта, окрашенного в красный цвет соком орехов колы. Он превосходил любого другого демона. В свободной правой руке он держал кнут, а левая была необходима для работы с нижней челюстью. Он выдавал себя за основателя куста [...]. Он должен был проглотить мальчиков и дать им возрождение в конце Поро. Следы шрамирования [которые мальчики получили во время процесса] были следами его зубов».

Сложная иконография этих масок включает в себя мощные символы воды и земли в виде массивной разинутой пасти крокодила с выступающими вперед зубами и мощными выступающими бараньими рогами на лбу в сочетании с символами власти и трансформации, такими как рога животных, металлические валюты и стекло. осколки. Объединив эти элементы в динамическое целое, художник дает абстрактный образ космоса Тома в его реальном и сюрреалистическом облике.

Драматическая и загадочная по внешнему виду, маска использовалась во время церемоний общества Поро народа Тома в современной Гвинее. Как и в случае с соседями по побережью Гвинеи, общество Поро играло жизненно важную роль в обществе Тома, сохраняя политический порядок и управляя землепользованием, церемониями инициации, браком и торговлей, а также другими важными социальными функциями внутри сообщества. Лицо, увенчанное тремя стилизованными рогами, принимает полуовальную форму, округлый подбородок уравновешивается плоским лбом. Полуцилиндрическая плоскость увеличенного лба, отмеченная параллельными вертикальными бороздками, выступает перпендикулярно из плоскости лица. Нос абстрактной формы, в свою очередь, также свисает со лба под перпендикулярным углом, окруженный двумя едва заметными круглыми отверстиями, обозначающими глаза. Этот минималистичный геометрический дизайн создает атмосферу непостижимости, усиливая духовную силу маски.

Жители Лома выращивают рис, но на вахтовых фермах. Это экзогамные люди с патрилинейной социальной организацией в вопросах, связанных с наследованием, преемственностью и родословной, с правилом одного брака.

 

 




Маска Toma [Либерия]
[Посвящение] Либерия Toma [Либерия, Гвинея] дерево

Маска Toma [Либерия]
[Посвящение] Либерия Toma [Либерия, Гвинея] дерево

Показано с 1 по 2 из 2 (всего 1 страниц)