Народность Yaka и его искусство
Народность Яка группы Банту (Yaka, Ayaka, Bayaka, Bayéké, Djakka, Giaka, Iaca, Iaka, Jaca, Joca, Mayaka, Ngiaka, Yagga, Yakas) проживает на территории Демократической республики Конго и Анголы.
Всего насчитывается около 900 тыс представителей Yaka. Яки - это однородные, дисциплинированные, трудолюбивые и воинственные люди, которые занимают плато Кванго на юго-западе Демократической Республики Конго.
На обычном уровне Якское королевство является патриархальной монархией, возглавляемой киамфу, власть которой заканчивается только его смертью. Ему помогают несколько коллаборационистов, которые являются обычными вождями с феодалами для управления и которые иногда принадлежат к тому же самому происхождению, что и он. Некоторые из этих лидеров имеют право на преемственность и вступление на престол. Ниже представлены фотографии с изображением предметов культа народности Yaka.
Яка следуют образцам материнского происхождения, на которые накладывается расчет по отцовскому происхождению, фамилии и землевладению. В каждой общине есть местный вождь, который является прямым потомком первоначального землевладельца и обычно в некоторой степени контролируется верховным региональным вождем. Когнголезское правительство официально управляет каждым регионом вместе с местными вождями, контролируя степень власти этих отдельных вождей. Специалисты по ритуалам и прорицатели, достигшие известности за счет проявления своих индивидуальных целительных способностей, также влияют на политические решения.
Ндзамбьяпхуунгу (творец, обитающий в небе) отвечает за жизнь, смерть и все вопросы, на которые нет ответов. Нет никаких религиозных обрядов, активно воздающих должное этому богу. Вместо этого религиозные праздники сосредоточены на почитании старейшин и бамбута (предков). Смерть старейшины является поводом для публичной церемонии, проводимой другими старейшинами. Бамбуту можно почитать, признавая и практикуя традиционные способы, а также посредством подношений и подарков. Место подношения обычно представляет собой поляну в лесу. Это место закрыто для посторонних и всех женщин. В противном случае подношения могут быть сделаны на могиле предков.
Гадание имеет первостепенное значение для яка, и силы нганги (врача колдуна) измеряются способностью определять причину болезни.
Источники: