Описание народа Bakota из Габона
Kota - это этническая подгруппа Bantu, которая проживает на северо-восточных территориях Габона. Люди народности Kota, или Bakota, говорят на языке Bantu и проживают в восточной части Габона (провинция Ogooué-Ivindo), и на другом берегу реки, который расположен на территории Республики Конго. К народности Kota относятся относятся Mahongwe, Ndambomo, Ikota-la-hua, Sake, Menzambi, Bougom.
Название Kota им дали соседи - Aduma, проживают в Ластурсвилле (провинция Огоуэ-Лоло), Mahongwe (Махонгве) и Kwele из провинции Огоуэ -Ивиндо. Кота традиционно являются патриархальным обществом, однако некоторые подгруппы, такие как Махонгве, со временем приняли матрилинейную систему происхождения (Махонгве означает «от вашего отца»).
«Kota» означает «связанный», и здесь имеется ввиду «сплоченность» людей, которые преодолели препятствие в виде реки. Bakota считаются очень хорошими охотниками и очень искусными мастерами в гончарном деле, они также преуспевают в работе с железом (существовали кланы кузнецов), например, при изготовлении оружия, используемого в межклановых войнах.
Kota известны изготовлением из меди и латуни фигур хранителей реликвариев, которые являются частью мощного религиозного и мистического культа, известного как Bwete.
Поклонение предкам составляет основу религиозной и общественной жизни народов Кота. После смерти вождя части его тела украшали металлом и натирали магическими порошками. Они хранились в корзинах, увенчанных стилизованными фигурами, которые европейцы называли "нага", потому что они напоминали голову стоящей кобры. Фигуры были покрыты медью или латунью. Во время посвящения в тайное общество вождь каждого клана танцевал, держа в руках реликварий. Реликварии хранились вне домов, и только посвященные члены семьи имели доступ к этому священному месту.
Иногда скульптуры изготавливают в виде "януса" (то есть имели лица с обеих сторон фигуры) и представляли двух предков на одной фигуре. Формальное скульптурное представление фигур часто дополнялось латунными листами, обработанными в технике репуссе (листовой металл, обработанный давлением сзади для формирования дизайна), и латунными металлическими полосами, выполненными в дизайне по всей поверхности скульптуры.
Центром ритуалов Бвете являются сосуды-реликварии, изготовленные из коры или плетеные корзины, в которых хранятся магические предметы или кости предков. Реликварии часто выставляют вместе под небольшим укрытием в деревне, метафорически объединяя различные родословные и кланы в символическом союзе. Абстрактные фигуры хранителей реликвария прикреплены к верхней части реликвариев Bwete, изображающих основателей клана и важных личностей. Эти фигурки также служили для защиты реликвий от злонамеренных действий ведьм и злоумышленников, и с ними самими обращались с осторожностью и почтением
Политическое устройство общества Kota относят к категории не «гражданское общество». У Kota развита эгалитарность (анархическое равенство). Детей Кота учат ценить традиции, уважение к пожилым людям и концепции «Эвеле» («гордость»).
Кота не имеют заметного влияния в политическом устройстве Габона, однако некоторые Кота назначались на ключевые посты в правительстве. Александр Самбат, посол в США, который позже баллотировался в президенты в 1993 году, происходил из Кота. Паскаль Дезире Мисонго, еще один Кота, занимал пост министра юстиции в Габоне.
В 19 веке французский политик Прудон ввел понятие анархизма, в основе которого лежит равенство людей, отсутствие иерархии и угнетение человека человеком. Одним из символов анархизма стало изображение черного кота - символ саботажа, который придумал американец Ральф Чаплин (см статью в Википедии).
Идеи устройства общества, в основе которого лежит равенство, появились еще в Древней Греции. Платон продвигал политическое равенство мужчин и женщин, Аристотель - политическое равенство свободных граждан. Христианский эгалитаризм - это равенство всех перед Богом вне зависимости от происхождения и материального благополучия.
Возможно, изображение кота было заимствовано из названия народа Kota, который придерживается принципов анархизма. Муаммар Каддафи в Ливии также пропагандировал анархические принципы устройства общества, это получило название Джамахирия.