Народность Mbundu [Замбия/Ангола]
Мбунда (Mbunda) или Вамбунда — народ группы банту, который во время миграций банту пришел с севера на юго-восток Анголы и, наконец, в Баротселанд, ныне часть Замбии. Вамбунда состоит из ряда подгрупп, каждая из которых говорит на своем собственном диалекте.
Согласно устной традиции Вамбунда, первым монархом Королевства Мбунда был король Мвене Нкуунгу. Именно вдоль притоков Замбези первые Мбунда поселились на территории современной восточной Анголы. Мбунда продолжали расширяться на юг, образуя более крупное поселение, где Королевство Мбунда продолжало процветать в так называемом Мбундаленде. Сегодня Мбундалендом правит Его Величество король Мбанду III Мбанду Лифути.
В начале 20-го века из-за своего сопротивления португальской колониальной оккупации, когда португальские колонизаторы похитили двадцать первого (21-го) монарха Мбунда, короля Мвене Мбанду I Лиондзи Капова, население Мбунда вело ожесточенное сопротивление португальцам по защите своего Мбундаленда. Однако технологическое преимущество португальских войск помогло им одержать верх в войне.
Фетиш столбы народности Mbunda
Не имея знаний о производстве пороха, Мбунда в конечном итоге были вынуждены полагаться на свои луки и стрелы, а также на другие традиционные виды оружия, подходящие для ведения ближнего боя. Португальская огневая мощь нанесла тяжелый урон Мбунда. Португальцы в конечном итоге вытеснили Королевство Мбунда, расширив территорию Анголы на Мбундаленд. Это вызвало вторую миграцию Мбунда в Баротселанд.
Позже из-за последствий войны за независимость Анголы (1961–1974) и гражданской войны в Анголе после обретения независимости (1975–2002) многие Мбунда бежали из Анголы и переселились в западную Замбию, это ознаменовало третью и четвертую волны иммиграции. Некоторое количество Мбунда также укрылось в Северной Намибии, на западе и востоке страны.
Система традиционного правления Мбунда такова, что суверенное правление всем королевством принадлежало королю, который должен был происходить из центральной матрилинейной (наследование по матери) линии королевской семьи. Это ограничивало число претендентов на трон. Король имел абсолютную власть, поэтому, когда он принимал решение, оно не подвергалось сомнению, а должно было выполняться. Две основные функции короля заключались в установлении правил и управлении сообществом. В то же время во многих областях и местностях существовала эффективная децентрализованная система традиционного правления.
У Мбунда есть две религиозные традиции, которые сосуществуют в обществе Мбунда: традиционные религиозные практики (tribal) и современные религиозные практики и верования, которые представляют собой комбинацию традиционных и христианских влияний (синкретизм). В подавляющем большинстве Мбунда исповедуют христианство, причем примерно равные доли приходится на католическую церковь и различные протестантские конфессии, в основном на течение, основанное американскими миссионерами.
В Анголе с 2015 года ислам запрещен, количество мусульман в стране менее 100 тыс человек. Мбунда сохранили большинство своих старых традиций, таких как почитание предков, ритуалы «взросления» как для мальчиков (церемония посвящения Муканды и не менее пятидесяти артефактов Макити), так и для девочек (литунгу или бвали).
В начале посевного сезона или когда охотнику не удалось убить животных, жители деревни собираются у фетиш-столбов, окрашенных в красный и белый цвета.
Часто Мбунда кладут специмальную глину за пределами дома, рядом с дверью, прямо напротив кровати, куда направлены головы, когда люди спят, для поклонения и молитвы своим предкам перед началом полевых работ. Это также делается при подношениях предкам, во время болезней или смертей, когда подозревают злых духов, когда снятся плохие сны и для вызова дождя во время засухи. Подношения совершаются в форме жертвоприношения, например, курицы, козы, коровы, свиньи или овцы или любого живого существа, за исключением человека. Кровью животного натирают фетишные столбы в знак уважения, хвалы и чести Богу и духам.
Муканда — это ритуал инициации для мальчиков, практикуемый народом Мбунда. Обычно после обрезания мальчики живут от трех до шести месяцев в лагере в лесу вдали от своих деревень, где их обучают практическим навыкам выживания, а также знаниям о природе, религии, социальных обычаях и ценностях. В этот период проводится масштабный маскарад. В конце периода инициации мальчики реинтегрируются в сообщество. Этот ритуал также практикуется другими этническими группами, такими как Чокве, Лувале и Лучази, причем Мбунда являются основными участниками маскарада Макиси, владея не менее чем пятьюдесятью эксклюзивными артефактами Мбунда.
Мбунда проводит четыре ежегодные церемонии, в которых народы Мбунда из Анголы, Конго, Намибии и Замбии соединяются, чтобы восхвалить своего Создателя, Всемогущего Бога, за благословения, дарованные им в обеспечении хорошего урожая в этом году.
Мбунда изготавливают ритуальные маски, которые хорошо знакомы любителям искусства Африки, маски Mbunda заметны на рынке для коллекционеров.
По данным музея Metropolitan (Нью-Йорк), маски Сачихонго народа Мбунда характеризуются округлой формой, пропорционально увеличенными чертами лица, выступающими надбровными дугами и щеками.
Скульпторы, создавшие эти работы, находились под сильным влиянием соседних мастеров Чокве, известных своей игрой баланса между реалистичными и напыщенными преувеличениями различных элементов человеческого лица. Маски Мбунда поражают своим масштабом и драматическим графическим акцентом, который сделан на выражении основных черт лица. Маска используется в конце обряда инициации для мальчиков. В период изоляции мальчики-подростки подвергаются обрезанию и обучаются качествам, которые они должны приобрести, став взрослыми мужчинами. Эта форма маски, известная как Сатихонго, представлена в кульминации праздника, когда молодежь возвращается в общину.
Хотя эта практика, вероятно, возникла гораздо раньше, танцы Мбунда в масках были зафиксированы европейскими наблюдателями, начиная с 1870-х годов. В 2005 году эта перформативная традиция была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Сатихонго чаще всего представляет собой дух культурного архетипа — охотника-предка, вооруженного луком. Высокий статус субъекта таков, что к нему также можно обращаться как к вождю или прорицателю. Танцор-мужчина носил маску вместе с костюмом из растительного волокна, юбкой из пальмовых листьев и другими аксессуарами, включая браслеты. Вооруженный луком и стрелами, а также маховиком или церемониальным топором, Сатихонго танцует в быстром темпе.