Маски и скульптуры народов Bamana, Bambara [Мали]
Bamana (или Bambara) - этническая группа, проживающая в Западной Африке, в основном на юге Мали, в Гвинее, Буркина- Фасо и Сенегале. Является доминирующей национальностью в Мали. «Бамбара» означает «неверующий» или «неверный» - это название возникло из-за того, что народность сопротивлялась исламу после того, как религия была введена в 1854 году завоевателем Тукулора Умаром Талом.
Бамбара в долине реки Сенегал, 1890
Империя Королевства Бамана Сегу
По другой версии, еще в 1730 году в центре работорговли на острове Горе (Goree) термином «Бамбара» называли рабов, которые служили местным элитам или французам. Для европейцев Горе открыл португальский мореплаватель Диниш Диаш в 1444 году, после этого остров вошел в историю как один из крупнейших центров работорговли в XV-XIX веков под контролем португальцев, голландцев, англичан и французов.
Сегодня Бамана доминирует в западной части Мали. Язык Бамбары стал основным межэтническим языком в Мали и одним из официальных языков государства наряду с французским.
Хотя большинство представителей Баманы сегодня придерживаются ислама, многие по-прежнему практикуют традиционные ритуалы, в особенности относящиеся к почитанию предков. Эта форма синкретического ислама остается редкой, даже допускающей переходы, которые во многих случаях случались в середине-конце 19-го века.
Традиционное искусство Бамбара особенно известно своими сильно стилизованными и часто составными масками, которые имеют всемирную известность: их присутствие отмечается в крупных художественных музеях в Африке и других странах.
Знаменитые наголовные маски Чивара (или Ciwara) - это фигуры животных общества Комо, а также скульптуры (человеческие фигуры) составляют наиболее известную часть искусства Бамана (Бамбара), которые создаются в рамках традиций, включая обряды инициации, и участвуют в танцах и музыке, с которыми связаны все искусства во время фестивалей и ритуалов.
Искусство Bambara перестало меняется с течением времени, особенно во второй половине 20 века, и не только в изобразительном искусстве, но и в музыке.
У Бамбары священное присутствует везде, во всех аспектах повседневной жизни, в которой совсем нет места для светской жизни. Фактически, для Бамбары нет разделения между священным, с одной стороны, и мирским, с другой. Все взаимосвязано, все задействует жизненные силы, являющиеся множеством аспектов бога-творца.
Трудно дать определение традиционной религиозной концепции бамбара. В религии бамбара присутствие божественного в каждом элементе творения, тотемизм (поклонение предкам) является частью аспектов традиционной религии бамбара.
Для бамбара, как и в большинстве религиозных традиций черной Африки, существует одно-единственное Высшее Существо, которого Бамбары называют Maa Ngala (Маа Нгала - буквально, - хозяин всего) - это творец всего сущего, который обитает на небесах и ускользает от человеческого разума.
В отличие от других религий, в традиции Бамбара, прямые отношения человека с Богом не возможны. По своей высшей божественной сущности Бог считается слишком далеким от людей, чтобы иметь возможность поклоняться ему напрямую. В любом случае, этот неуловимый Бог-Творец удалился от управление своим творением. Именно промежуточным силам, предкам или «душевным силам» и различным духам Бог-Создатель «делегировал» управление миром, и именно к его посредникам мужчина обращается с молитвами, чтобы получить пользу от их помощи.
Общество Bambara патрилинейно и патриархально.
Источники:
- https://en.wikipedia.org/wiki/Bambara_people
- https://fr.wikipedia.org/wiki/Bambaras