Африканский народ Ngbaka (mbaka) и его искусство
Народ Нгбака (ngbaka, mbaka, m’baka, bwaka, gbwaka, ngbaka, ma’bo, mabo) населяет северо-восточные районы Республики Конго, юго-западные районы Центральноафриканской Республики (ЦАР) и северо-западные районы Демократической Республики Конго (ДРК, Заир). Общая численность оценивается в 300-400 тыс человек.
Большинство нгбака исповедует христианство в виде католицизма (евангелизма), небольшие группы придерживаются традиционных верований. В Демократической Республике Конго христиане составляют 25 % верующих, приверженцы традиционных верований - 75%.
Известный представитель народа Ngbaka - Жан Бедель Бокасса, диктатор-людоед Центральной Африканской Республики.
Маски и скульптуры слабо представлены на рынке предметов искусства Африки и являются редкостью. Также идентификация этих предметов не проста, так как маски Нгбака схожи с масками соседнего народа Лега, народа Luba и народа Lulua.
Возможность проследить свое происхождение от важного или очень старого предка является основным показателем политической значимости в деревнях нгбака. Отсутствует централизованная власть, представляющей всех нгбака, но обычно в каждой деревне есть староста, которого выбирают и советуют главы отдельных семей. Ожидается, что все лидеры семей встретятся и согласуют политику, прежде чем она будет принята. Часто это соглашение скрепляется кровным договором. Многоженство широко практикуется среди нгбака. Нгбака ведет родословную по отцовской линии, но почетное положение в семье обычно отводится самой старшей женщине.
Нгбака верят в верховное божество по имени Гейл или Гбонбосо. Его послание было доставлено на Землю двумя посланниками, Сето и Набо, которые признаны прапредками народов нгбака. Они сестра и брат, которые создали нгбака в результате инцеста. Большие натуралистичные фигуры, вырезанные Нгбакой, представляют Сету и его сестру Набо. Фигурки служат для защиты владельца и его семьи от болезней и смерти, неурожаев, абортов среди женщин и неудачной охоты. По утрам фигурки выносят из дома и кладут на твабозо (алтарь). Чтобы вылечить болезнь, фигуру и пациента посыпают волшебным порошком, а Сету возносят молитвы об избавлении от недуга.
Считается, что они защищают владельца и его семью от невзгод, а также обладают способностью излечивать многие виды болезней. Гадание, способное выявить причины несчастья, является неотъемлемой частью общества нгбака. Ожидается, что молодые мужчины и женщины пройдут через обрезание, практику, заимствованную у их соседей. Существует также тайное общество колдовства, известное как Ви-Лими.
Маска Ngbaka, Sotheby's, оценка 10-15 тыс евро. Из коллекции Пьер Дартевель (Pierre Dartevelle)
Маска народности Ngbaka, музей Metropolitan (Нью-Йорк)
[1] Маска народности Ngbaka, Dorotheus (Австрия), цена 1800 евро
[2] Маска народности Ngbaka, Dorotheum (Австрия), цена 1200 евро
Статуэтка народности Ngbaka, University of Iowa Stanley Museum of Art, The Stanley Collection of African Art, X1990.667
Маска Ngbaka, галерея African Art, Бельгия
[1] Типичная, но редкая маска народа Нгбака, вырезанная из легкого светлого дерева, с характерными декоративными шрамами на лбу, носу, висках и подбородке. Большие поверхности лица маски черные, утопленные круглые края вокруг прорези, маленькие глазки-зерна кофейного цвета окрашены в белый цвет (с каолином).
Очень редкий старинный предмет со старыми трещинами, которые были восстановлены в результате раннего первоначального ремонта с помощью смолы черного дерева (видна сзади), а также с небольшой трещиной на заднем крае вверху. Незначительные возрастные потертости цвета на открытых участках (нос, рот, уши). Очень хорошая и местами блестящая патина, особенно сзади, внутри. Высота: 30 см; ширина: 20 см. Начало 20 века.
Происхождение: Частная коллекция Йоса Кристианса, Брюгге, Бельгия.
[2] Это типичная старинная маска типа «дагара». Его носят нгбака на северо-западе Конго в конце ритуалов инициации. Лидер «ассоциации Газы», одетый как существо в маске, полный костюм и «маска дагара», возвращает молодых посвященных в свои деревни уже взрослыми после их пребывания в изолированном лагере в кустарниках.
Настоящая почти круглая «Дагара-маска» вырезана из светлого легкого дерева. У него вогнутое лицо под двумя бороздчатыми линиями надбровных дуг. Слегка изогнутый нос имеет углубление прямо перед кончиком. Маленький рот открыт и проходит сквозь древесину. Широкий край маски и спинка носа темно-коричневого цвета. В бороздках надбровных дуг и в области вогнутости лица имеются следы изначально белого каолинового налета (некоторые со временем стерлись). Это простой и хорошо сделанный, красивый объект. У него хорошая и частично блестящая патина на лицевой и оборотной сторонах. Высота: 27 см; первая половина 20 века.
Происхождение: Коллекция Джулиани, Италия и Конго, австрийская частная коллекция.