История народности Bemba в энциклопедии искусства Африки

История народности Bemba в энциклопедии искусства Африки

Babemba (Bemba) означает «народ озера». Всего 60 000 Бемба (AWEMBA, AYEMBA, BABEMBA, BEMBE, WABEMBA, WEMBA) живут в основном на северо-востоке Замбии, а также на юго-востоке Демократической Республики Конго. Они имеют ряд схожих черт со своими соседями на берегу озера Танганьика: Лега, Буйю и Бинджи (Lega, Buyu, Binji).

Территория вокруг поселений Bembe покрыта лесами, плато и деревянными саваннами, которые пересекают реки. Бемба имеет репутацию гордого, трудолюбивого человека, который владеет искусством охоты и сбора меда.

Народность практикует подсечно-огневое земледелие. Социальная, ритуальная и экономическая ценность жизни людей связана с охотой. Деревни, состоящие из примерно тридцати хижин, бросаются каждые три-четыре года, как только почва истощается.

Центр проживания народности Bembe в Конго
Центр проживания народности Bembe в Конго


Читимукулу Каньянта-манга 38

Бемба - это те, кто считает себя подданными Читимукулу, единственного верховного вождя Бембы. Они жили в деревнях от 100 до 200 человек и насчитывали 250 000 человек в 1963 году. Существует более 30 кланов Бемба, названных в честь животных или природных организмов, таких как королевский клан, "люди крокодила" (Bena Ng'andu) или Bena Bowa (грибной клан). Это люди, которые в конце концов положили конец Северному походу Нгуни и сото-тсвана, спустившихся по Нгони через вождя Читапанкву Мулубу. Клан леопарда Басимба или НПО Бена, живущие среди народа Бемба, являются частью народа Басимба, ныне проживающего в Танзании, Уганде и ДР Конго.

В современной Замбии слово "Бемба" на самом деле имеет несколько значений. Оно может обозначать людей происхождения Бемба, независимо от того, где они живут, например, живут ли они в городских районах или в первоначальном сельском районе Бемба. С другой стороны, он может охватывать гораздо большее население, которое включает в себя около "восемнадцати различных этнических групп", которые вместе с Бемба образуют тесно связанный этнолингвистический кластер матрилинейно - матрифокальных земледельцев, известных как Бемба-говорящие народы Замбии. 

Историография Бембы начинается в 15-м веке, когда была запущена португальская экспедиция 1484-1485 гг. Под командованием Диего Кэма (также известная как Диого Као), после чего европейцы впервые вступили в контакт с устьем реки Конго и взаимодействовали с королевством Конго. 

В то время правящим монархом Конго был Нзинга Нкуву. На местном уровне монархическим названием был Мани Конго или Мвене Конго, что переводилось как «владелец Королевства Конго». Нзинга (известный как Аба Бемба как Ншинга ) был Мвене Конго VII. 

Главным образом благодаря усилиям католических миссионеров португальцы оказали большое влияние на внутреннюю политику Королевства Конго: Мвене Конго VII Нзинга а Нкуу был крещен в 1491 году как Жуан I (Иоанн I), имя португальского короля. Мвене Конго Нзинга умер в 1506 году, и его наследником стал его сын Мвемба Нзинга (Мвемба, сын Нзинга). Мвене Конго VIII Мвемба (также известный как Мухемба, Мбемба или Мубемба) также подвергся христианскому крещению и получил в качестве имени крещения португальское царственное имя: Альфонсо I.

С момента создания Протектората Португалии в начале 20-го века во времена правления 30-го Читимукулу, Мутале Чикванды (1911-1916), трон Читимукулу теперь более культурный и церемониальный, чем исполнительный и административный.

Однако это не полностью устранило политическое значение Первостепенного вождя. Нынешний Читимукулу, Читимукулу Каньянта-манга II, является 38-м на троне Читимукулу. Он вступил на престол в августе 2013 года и был коронован 31 июля 2015 года.

В 2016 году Читимукулу Каньянта-манга II написал статью под названием: «Призрачная роль Читимукулу», отражающая учреждение, которое он взял на себя. В этой статье изложены руководящие роли, которые стремился взять на себя 38-й Читимукулу. Вскоре после этого главнокомандующий выдвинул свою собственную программу социально-экономического развития королевства Бемба, предусматривающую создание Академии УлуБемба и решающую использовать туристический и промышленный потенциал для своего народа. 

Бемба заимствовал ритуалы Bwami у народа Lega (Габон), но у них есть и другие тайные общества. После того, как было выполнено обрезание, Bwami продолжается в танцах и песнях. Посвященные используют фигуры, вылепленные из бивней слонов или дерева, деревянные маски и, как символы самых высоких уровней - табурет или антропоморфную фигурку.

Инициация в мужском обществе заканчивается появлением Маски, видеть которую не посвященным запрещено. В противном случае эта маска скрывается за пределами деревни в секретном месте.

Источники: 




Маска Bembe Owl [Конго]
Демократическая Республика Конго Bembe дерево, пигмент 56*34

Маска Bembe [Замбия]
[Посвящение] Замбия Bembe дерево, пигмент

Маска Bembe [Конго, Замбия]
[Посвящение] Замбия Bembe дерево, пигмент

Маска Bembe [Конго, Замбия]
[Посвящение] Замбия Bembe дерево, пигмент

Маска Bembe [Конго]
[Инициация], [Посвящение] Демократическая республика Конго Bembe дерево, пигмент

Маска Bembe [Конго]
[Посвящение] Демократическая Республика Конго Bembe дерево, пигмент

Маска Bembe [Конго]
Демократическая Республика Конго Bembe дерево, пигмент 40

Маска Bembe [Конго]
Демократическая Республика Конго Bembe дерево, перья птицы 30

Маска Bembe [Конго]
[Инициация], [Посвящение] Демократическая республика Конго Bembe дерево, пигмент

Показано с 1 по 13 из 13 (всего 1 страниц)