Африканская маска Lega Muminia общества Bwami
Краткие характеристики
Ритуальная маска народности Lega, проживающего в восточном Конго (Демократическая Республика Конго). Высота 38 см. Вес 440 грамм. Материал - дерево. Поверхность лица маски покрыта белой краской на основе извести. Маска имеет потертости и трещины. Поверхность лица также покрыта блестками, которые, вероятно, остались как следы от состоявшейся церемонии посвящения Бвами.
Представленная маска имеет веревку, с помощью которой она крепилась к голове. Этой маской владеют два высших ранга общества Bwami - «Янанио» и «Кинди». Для маски этого типа характерно наличие "ушей", веревки и крепления для бороды внизу лица.
Жизнью Лега руководит общество Bwami, которое и религия, и политическая партия власти. В обществе Бвами при прохождении ступеней обучения и инициации используются маски не большие по размеру, например, Lukwakongo, которые являются "паспортом". И большие лицевые маски, например, Munimia.
В одних обрядах Munimia прикрепляют к забору (ограде), в других носят по-разному: закрепляют перед лицом; помещается на лоб или череп; прикрепленный к виску с другими типами масок или без них.
Маска всегда имеет большую бороду из волокон рафии (ее часто меняют на новую), которая может покрывать верхнюю часть груди, лицо (полностью или частично) или плечо исполнителя.
Борода также может служить подушкой, на которой маска опирается на череп головы. Танцор не носит костюм, скрывающий его личность (каждый посвященный, присутствующий на обрядах, знает, что маскировщик — один из них); на различных частях тела он носит обилие шкур животных , отороченные перьями змеиные шкуры и пучки перьев.
Когда маска надета, актер не танцует, а выступает в драматическом контексте: осторожно ходит, жестикулирует, кивает, дрожит, искривляется, приседает, становится на колени, прыгает, ползает на локтях и коленях, зигзагами, участвует в имитации боя, настигая второго исполнителя и ложась на него.
В одном обряде посвященный стреляет в маску фиктивной стрелой, в другом посвященный протирает глаза маски листьями, в третьем обряде актера в маске символически кормят ложкой из слоновой кости.
В тщательно продуманном представлении актор, за которым следуют посвященные, размахивающие листьями, символически изображают поиски меда. Афоризмы, исполняемые во время этих действий, указывают на отрицательных персонажей (Хвастун, Обжора, Соблазнитель, Злой, Боец, Высокомерный, Неуважительный, Вспыльчивый, Агрессивный), противоположных социльным, правовым и моральным кодексам общества Бвами .
В драматическом контексте, когда критикуются отношения, противоречащие ценностям Бвами, учитель, носящий маску Муминия, защищает свою личность от любых злых коннотаций и возможных взаимных обвинений и нарушений табу; через маску он приобретает иммунитет.
В тех редких случаях, когда маска прикреплена к забору среди масок из слоновой кости и кости, говорят, что это напоминает об исторических битвах, происходивших в Атондо и Иконге в ходе переселений, в ходе которых были уничтожены несколько кланов Лега (маски, изображающие черепа погибших бойцов).
Муминия не представляет собой божество, героя, предка или мифическое существо, а является просто одним из многих объектов инициации, которые в драматическом контексте передают основные ценности, статусы, права и привилегии ассоциации Бвами. Эта маска мастерски сочетает в себе концепции этики и красоты Lega.
По материалам аукционного дома Sotheby's https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2014/alexis-bonew-congo-pf1448/lot.7.html
Назначение
Материал
Высота
Вес предмета
О производителе:
![Lega [Конго]](https://afroart.ru/image/cache/catalog/mask-lega-chrisities-1-90x120.png)