Маски и фигуры народности Bateke (Teke)
Люди Teke (Теке), или Bateke (Батеке), являются этнической группой банту в Центральной Африки, которая говорит на языках Текке. Его население находится в основном в Демократической Республике Конго, Республике Конго и меньшей частью в Габоне.
Слово teke означает «покупать». Экономика Теке в основном основана на выращивании кукурузы, проса и табака, но теке также являются охотниками, опытными рыбаками и торговцами. Теке проживают в районе Конго, Демократической Республики Конго и Габона.
С 1800 года территория Конго принадлежала французам и была под оккупацией до 1880 года. В этот колониальный период традиционных церемоний Теке проводилось мало, так как европейцами навязывалось христианство. Народ Теке сильно пострадал от колониальной эксплуатации. Французское правительство собирало землю для собственного использования и наносило ущерб традиционным экономикам, включая массовое перемещение людей. Королевство Теке подписало договор с французами в 1883 году, в результате которого Франция получила земли, Teke защиту от других государств. Небольшое поселение вдоль реки Конго было переименовано в Браззавиль и стало столицей области, которая теперь называется Средним Конго. В 1960-е годы Teke начали завоевывать свою независимость, и традиционная жизнь снова начала процветать.
Престиж главы семьи (Mfumu) зависит от количества людей. Чем больше семья, тем выше статус Mfumu в обществе. Главой общины часто становился кузнец, и эта профессия передавалась от отца к сыну. Глава деревни также является религиозным лидером, он хранит магические зелья и кости предков, которые используются традиционных ритуалах для того, чтобы поговорить с духами и получить их покровительство.
Teke исторически разводят собак и кошек для домашних целей. Большинство одомашненных кошек и собак в районах, граничащих с рекой Конго, относятся к местным породам, хотя собственность на одомашненных животных в целом редко встречается в регионе.
Маска Teke в основном используются в традиционных танцевальных церемониях, таких как свадьба, похороны и церемонии посвящения молодых людей, входящих в взрослый возраст. Маска также используется как социальный и политический идентификатор социальной структуры в племени или семье. Teke хорошо известны своими масками Teke, которые представляют собой круглые плоские дисковые деревянные маски, которые имеют абстрактные узоры и геометрические мотивы с горизонтальными линиями, которые окрашены в земляные цвета, преимущественно темно-синие, черные, коричневые и цвет глины. Традиционные маски Teke имеют треугольные носы. Маски имеют узкие прорези для глаз, которые позволяют танцору не видеть.
В масках есть отверстия, просверленные вдоль края для крепления костюма из рафии (соломы) с перьями. Маска удерживается на месте с помощью крепления на спине, которое носитель держит в зубах. Костям скрывает владельца полностью. Ниже приводится расшифровка символов этой маски по данным книги Хайке Овузу "Символы Африки".
1. Этот знак изображает половину Луны. Четыре подобных знака символизируют собой конголезскую неделю, которая состоит из четырех дней.
2. Зеркало - символ обороны.
3. Брови или ресницы изображены подобно широкой поперечине. По ее центру расположен треугольный нос.
4. Глаза.
5. Круги символизируют питона, который пользуется у африканцев большим уважением.
6. Горизонтальные линии символизируют слово или голос.
7. Символическое упрощенное изображение насекомого.
8. Танцор при исполнении ритуального танца ки-дума.
9. Радуга, как и все природные явления в конголезских мифах, имеет весьма важное значение. Радуга считается сильным божеством, охраняющим людей, так как она всегда появляется после сильных дождей.
10. Символы звезд.
11. Этот знак обозначает перекресток, который считается магическим местом.
12. Символ крокодила - одного из тотемных животных.
С 1800 года территория Конго принадлежала французам и была под оккупацией до 1880 года. В этот колониальный период традиционных церемоний Теке проводилось мало, так как европейцами навязывалось христианство. Народ Теке сильно пострадал от колониальной эксплуатации. Французское правительство собирало землю для собственного использования и наносило ущерб традиционным экономикам, включая массовое перемещение людей. Королевство Теке подписало договор с французами в 1883 году, в результате которого Франция получила земли, Teke защиту от других государств. Небольшое поселение вдоль реки Конго было переименовано в Браззавиль и стало столицей области, которая теперь называется Средним Конго. В 1960-е годы Teke начали завоевывать свою независимость, и традиционная жизнь снова начала процветать.
Фетиш народа Teke, музей искусств Университета Айовы
Фетиш народа Teke аукцион Sotheby's
По данным экспертов африканистов Teke часто используют фетиши. И отдельные лица, и семьи и общины. Они использовались "чтобы уничтожить или ослабить зло духов, предотвратить или вылечить болезни, предотвращать плохие поступки, заключать договоры и закреплять клятвы" - сообщают специалисты. "Прорицатель или святой человек активирует статью с помощью магических веществ. Статуэтки обретают особую силу благодаря добавлению органического материал Бонга, который помещают в полость статуэтки или заключают в ткань мантии, в которую обертывают тело фигуры. Иногда в статуэтки включают дополнительные "природные объекты", нанесенные для увеличение мощности - сообщают эксперты.
Специалисты аукционного дома Sotheby's указывают, что тайное общество Teke Ikwii, или Тени Смерти, защищало людей от действий ведьм. Глава (отец) семейства обращался к Тени своего отца, матери, а иногда и брата своей матери через фигурки в святилище для умерших членов семьи. Реликварные фигуры Teke изображают некоторых из этих людей (бути).
Бути отождествляются с конкретными мужскими предками, которых они воплощали. Как правило, это были вожди, лидеры, чья деятельность обеспечивала благополучие общины. Священный компонент бути [то есть зарядный материал, упакованный в полость в передней части живота] состоял из земли из могилы умершего, которая, как считалось, содержала следы его телесного бытия. [...] Те из них, которые принадлежали деревенскому лидеру, давали преимущества общине в целом. По-видимому, после смерти своего владельца бути часто хоронили вместе с ним вместе со всем его имуществом.