Ритуальная африканская маска Fang Ngil


Маски Ngil (иногда называемые маской гориллы) носили члены мужского общества Ngil во время инициации новых членов, поиска и наказания злых колдунов.


Аукцион Sotheby's - USD 970 000 


Аукцион Christie's, €2.4 млн 


Коллекция Лувра


На сайте аукционного дома Christie's указано, что маски Нгил носили Fang в Габоне и долгое время считались одним из «святых Граалей» африканского искусства. В 2006 году маска Ngil из коллекции Vérité вошла в историю аукционов, ее стоимость составила 5,5 млн евро - в то время, а затем и в течение нескольких лет - самой высокой цены на африканское произведение искусства на аукционе. Маски Нгил повлияли на работу ряда художников французского авангарда, в том числе Амадео Модильяни, который изображал удлиненные лица. 

Считается, что общество Ngil исчезло с началом колонизации Франции Габона в начале 1930-х годов.

Маски Fang Ngil известны своими элегантными изображениями абстракций человеческого лица. Подчеркивая свои чистые формы, белый пигмент маски отмечает свое духовную идентичность. Ngil маски были описаны как имеющие "лицо в форме сердца", подчеркивая изысканные изгибы орбитальных хребтов над глазами и выдающейся линии конической носа, который нависает над открытым ртом. Шрамирование на нижней щеки представляет местные узоры скарификации, которая практиковалась в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков.

Элегантные формы и абстракции масок Ngil сделали их очень привлекательными для ранних современных европейских художников. 

Российский коллекционер предметов африканской культуры Олег Артеменко так описывает маски Fang Ngil: 

"Во время обрядов для выявления колдунов или одержимых, при проходе маски "Н`Гиль" со свитой по деревне все факелы под угрозой смерти обязаны были быть потушены, вокруг должна была стоять абсолютная тишина. Обвиняемый в колдовстве быстро умирал после насильственного принятия сильного яда, а иногда и от страха. Такие маски никогда не создавались с точки зрения красоты форм, они должны были просто вызывать уважение и страх".


The Prince Saddrudin Aga Khan Fang Ngil Mask

Текст: Луи Перруа (Louis Perrois)

Старейшие маски Fang Ngil из Габона, то есть те, которые были собраны в конце 19- го и в начале 20- го годов, являются одними из самых редких и наиболее отмечаемых произведений искусства в Африке. Вышитая из дерева и украшенная хорошо сохранившимся оригинальным воротником из волокна, нынешняя маска Fang Ngil, ранее принадлежавшая принцу Садруддину Ага Хану, олицетворяет собой ауру загадочного величия, которым славятся эти маски.

Маска принца Ага Хана является одной из старейших известных масок Fang Ngil (Фанг Нгил) и является одним из последних ранних примеров, которые остались в частных руках. Самые известные маски: 

  • Fang Ngil Mask, Денверский художественный музей инв. нет. «1942.443», собранный Альбертом Л. Беннеттом в 1890 году недалеко от Канго, Габон. Высота: 56 см.
  • Маска Fang Ngil , Этнологический Музей Берлин-Далем, инв. нет. «III C 6000», собранный в 1895 году в британском южном Камеруне. Высота: 78 см.
  • Маска Fang Ngil , Музей набережной Бранли, Париж, инв. нет. «MH 65.104.1», собранный до 1895 года. Высота: 70 см.
  • Fang Ngil Mask ранее в коллекциях Пьера и Клода Верите, Париж. Высота: 48 см.
  • Fang Ngil Mask в коллекции Гюстава и Франьо Шиндлера, Нью-Йорк (LaGamma 2007: 301). Высота: 63,5 см.
  • Fang Ngil Mask, Музей Dapper, Париж, инв. нет. «2657». Высота 51 см.

Благодаря своей особенно вытянутой структуре, составленной из чисто геометрических форм, эта маска отображает классические черты традиционного скульптурного канона Фанг экваториальной Африки. Маска Ага Хана наиболее тесно связана и схожа с масками в Денвере и Берлине, которые относятся к самому старому типу.

 

 

 


Fang Ngil Mask , Денверский художественный музей инв. нет. «1942.443».


Fang Ngil Mask. Аукцион Vérité. Стоимость маски €5.9 млн


Маска Fang Ngil , Этнологический Музей Берлин-Далем, инв. нет. «III C 6000».

В этих примерах объемы проецируются в пространство из вертикальной плоскости с легким наклоном вперед, от округленного рельефа лба до удлиненного вогнутого размаха глаз и щек. По сравнению с другими более глубоко смоделированными примерами, такими как маска Vérité, с ее подчеркнутыми вогнутыми и выпуклыми формами, эти старые маски выглядят почти как рельефные скульптуры, которые, несомненно, задуманы, чтобы быть видимыми спереди, появляющимися из темноты. Все маски Ngil были когда-то покрыты каолином, иногда сильно, но сейчас это уже вытерто. Этот белый цвет маски является символом духовного мира.

Основным анатомическим элементом в этих представлениях является нос, который представлен в тонкой и резко вытянутой форме. Эта гипертрофированная деформация вызывает субъекта маски, чудовищную и пугающую сущность Ngil: дух инквизитора, который отправлял правосудие в сообществе Фангов. По обе стороны от этого орлиного носа маленькие глаза с тонкими веками проецируют строгий взгляд. Еще одна особенность этой маски - силуэт щек, которые заканчиваются в наклонных согнутых скулах, угловатых и симметричных, около конца носа. Рот образует своего рода стилизованную угловатую морду.

Маска Fang Ngil принца Ага Хана Фанг была им получена в 1917 году и, как уже упоминалось, тесно связана с двумя другими примерами в Денвере и Берлине, которые считаются самыми старыми среди масок этого типа.

Ритуальная функция масок Ngil

Среди Фанг южного Камеруна (группы Бети и Булу Нгумба) и северного Габона (группы Нтуму и Бетси) в обществе Bieri существовала система поклонения, включающая использование реликвий предков, в то время как в ритуалах Ngil вместо этого использовались человеческие кости, полученные от неизвестных людей - военнопленных или рабов, в конкретных практиках, предназначенных для борьбы со злым колдовством.

Это важное таинство социального регулирования и права, которое сравнивалось с некой «инквизицией», наблюдалось на месте в начале 1900-х годов отцом Анри Триллесом во время его поездок в сельские районы Габона, а вскоре после этого снова немецким этнографом Гюнтером Тессманом в Рио-Муни. Эти церемонии включали захватывающие танцы и ночное вмешательство ужасающей маски в образе длинного бледного лица. Роль этого персонажа состояла в том, чтобы обнаружить потенциально скрытых колдунов в деревнях, а также судить и наказывать их. Однако со временем жестокие интервенции со стороны ополченцев Ngil стали вызывать большие волнения в деревнях, где они были призваны содействовать миру. Следовательно, они были запрещены колониальными властями и религиозными миссиями в период между 1910 и 1920 годами (в зависимости от региона).

Надо признать, что маски «Фанг Нгил», которые сегодня популярны как краеугольные камни лучших коллекций африканского искусства, были чем-то иным, как мирскими ритуальными аксессуарами, несмотря на их удивительно чистые формы, минималистический орнамент и возвышенные, величественные выражения. Это неотъемлемые символы системы верований, которые боялись силы духов запредельного и внушали надежду победить смерть и зло, особенно те, которые были вызваны злым колдовством. Эти древние маски вызывают Нгил как хранителя баланса между живыми и мертвыми. Маска принца Ага Хана - чрезвычайно редкий и красивый пример.

Источники: 



Показано с 1 по 7 из 7 (всего 1 страниц)