Ритуальные фигуры Lega Sakimatwematwe

Такие фигуры с несколькими головами народности Lega, представители которой проживают в Габоне и Конго, известны как Sakimatwematwe. Количество голов и их расположение на туловище значительно различаются от фигуры к фигуре, но имеют одинаковое назначение и функционал.

Фигурки Sakimatwematwe встречаются редко и служат частью содержимого корзины, используемой во время церемоний посвящения Bwami. Общество Bwami является закрытой мужской организацией с ограниченным членством и сложными обрядами инициации, что накладывает высокий моральный и философский императив. Прежде всего, Bwami учит своих членов сотрудничеству.

Подобно Янусу, римскому богу начала и конца, выбора и прохождения, Сакиматвематве («головы чисел Сура») заявляет о всеведении посвященных высшего ранга Бвами. Прикосновение к самой сущности философии, которой проповедует это тайное объединение, - то есть невероятное, - его представление в виде больших деревянных статуэток с несколькими головами - одно из самых редких выражений искусства народа Лега. 

Для Lega физическая красота и моральное совершенство неразделимы. Мотивы пунктирного круга на многих работах Lega представляют собой маркировки (татуировки) тела, которые усиливают как резьбу, так и символы, которые они изображают.

Поговорка, которая чаще всего ассоциируется с фигурами Sakimatwematwe, гласит: «Несколько голов, которые видели слона на другой стороне реки».

Эксперты предполагают, что это высказывание подчеркивает способность старших членов Бвами видеть во многих направлениях, а также быть мудрыми и справедливыми. Этот тип рисунка также иллюстрирует неспособность кого-либо действовать в одиночку.

«Сакиматвематве - это высокопоставленный посвященный, который видит во всех направлениях и замечает то, что другие не воспринимают. У него превосходное знание; [...]. Он видит и знает вещи, которые невидимы и неизвестны другим. Он применяет свое чувство справедливости как арбитр между молодыми и старыми, мужчинами и женщинами, посвященными и непосвященными, добром и злом (Biebuyck, 1986: 86 и 2002). , стр. 126). Превосходя моральные кодексы, индивидуально передаваемые другими персонажами, один Сакиматвематве суммирует силу и мудрость посвященного высшего ранга: «повелитель лесного мира» ( ненелубанда ); "Главный луч дома" (1994, 33)» - указывают эксперты Sotheby's. 

В 1952 году Даниэль Бибуйк сфотографировал содержимое двух корзин mutulwa , каждая из которых принадлежала к сообществу четырех важных линий из разных деревень и составляла основной клан. Если на этом мастерском собрании из восемнадцати больших фигур повторяются несколько символов, только один иллюстрирует Сакиматвематве - знак его окончательного положения в этих священных объектах, символизирующий авторитет высшей власти Бвами.

Если Сакиматвематве принимает разные драматургические фигуры в «Бвами», его изображения, выполненные в форме больших деревянных статуэток, головы которых исследуют направления горизонта, являются исключительными. Их конструкции обобщены в пятнадцати фигурах, семь из которых хранятся в американских музеях (Музей искусств Далласа, Музей искусств Сиэтла, Музей науки Буффало, Фонд Менила, Музей искусств Нового Орлеана, Музей Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, Национальный музей африканского искусства - Смитсоновский институт).

Часть из них были приобретены Николасом де Куна в стране Лега в период между 1948 и 1960 годами. Их позднее появление в коллекциях очень ценно для посвященных Бвами. Фигура на фотографии отмеченной (*) была приобретена между 1922 и 1947 годами территориальным администратором Рене Маршалом. Находясь в провинции Катанга, он осуществил несколько миссий, особенно на территории Шабунды, в стране Лега. Его нынешняя практика языков суахили, кибембы и чилуба, а также различные упоминания, которые в его административном отчете подчеркивают его роль «защитника туземцев», позволяют предположить, что эта работа была предложена ему в знак признания уважения, которое он оказал знатным людям Лега к время, когда усиливалась колониальная политика борьбы с тайными обществами.

Каждая фигурка Sakimatwematwe передает в своей сюрреалистической, а также сложной концепции очень личное видение художника, которому она была поручена и «которого он не понимал предназначения или смысла». Оттуда он мог дать волю своему воображению, вдохновленному местной традицией, к которой он принадлежал »(1994: 45). В этом корпусе появляются два стиля: один стремится к геометрической абстракции, другой - с которой связана фигура (*) - объединяет лицо "в сердце" в силу кривых и объёмов. 

В то время как эстетика фигуры (*) концентрирует философские концепции Бвами, ее патина свидетельствует о многих церемониях, во время которых она переходила из рук в руки в кругу великих посвященных, раскрывая в тишине своего созерцания секреты своего высшего учения.

Источники:



Статуэтка Lega Sakimatwematwe [Конго]
Демократическая Республика Конго дерево, пигмент 22 см

Показано с 1 по 2 из 2 (всего 1 страниц)