Фигуры Bieri Reliquary народности Fang [Габон]
По данным американской галереи Tim Hamill, фигуры народности Fang являются хранителями мощей важных предков. "Сидя на верхней части контейнеров с останками, они используются для помощи и защиты. Фигуры Bieri выделяются своими детскими пропорциями тела с мощными мышцами и показывают бдительность" - сообщают специалисты галереи.
По данным библиотеки Йельского Университета (США), у народа Fang траур длится несколько дней и ночей. Верхняя часть черепа умершего помещается в урну Bieri... В той мере, в какой ее можно считать религией Пангве, ее можно охарактеризовать как своего рода культ предков. Черепные колпаки мертвых мужчин собираются в деревянных сосудах, и эти контейнеры образуют Бьерри [...] В каждой деревне есть одна или несколько деревянных урн, высота которых составляет от 50 см до 1 метра, с крышкой, которая обычно украшена деревянной фигурой. Обычно это хранится в здании суда. [...]
Статуэтка Reliquary Fang Bieri (1914 год)
Статуэтка Reliquary Fang Bieri, Metropitan Museum (*)
(*) Описание фигуры из Metropolitan Museum: Народы Fang имеют чувство преемственности со своим прошлым, а также сплоченность общины в настоящем благодаря культу предков, известному как Bieri. Фигуры-реликварии Bieri, такие как этот образец 19-го века, воплощают в себе качества, которыми Fang больше всего восхищаются в людях, а именно: спокойствие, жизненная сила и способность удерживать противоположности в равновесии.
Такие деревянные фигурки и головы кладут поверх контейнеров из коры, в которых хранятся драгоценные реликвии (прах) важных предков клана. Резная голова или фигура, установленная на крышке реликвария, охраняет священное содержимое от запретного взгляда женщин и непосвященных мальчиков. Перед вывозом из Африки такие работы неизменно отделялись от контейнеров для реликвий, которые они изначально улучшали.
Эта грозная женская фигура олицетворяет контролируемое изобилие. Несмотря на ее задумчивое выражение, ее существо излучает жизненную силу и безграничную динамику физической силы. Глаза созданы как глубоко вырезанные зрачки в больших углублениях. Эти вогнутые переходы перекликаются с округлостью на вершине лба смелыми шаровидными выступами элементов прически. Это царственное и оригинальное расположение волос очень детализировано. Несколько параллельных гребней проходят через макушку головы и собираются в единую вертикальную косу на затылке.
Скульптор Fang, ясно сформулировавший эту фигуру как серию отдельных составных элементов, мастерски интегрировал их в единую форму с потрясающим эффектом. Выраженный оливковый контур головы резко контрастирует с широкой колонновидной шеей. От внешнего угла каждого глаза к переносице проходит глубокая дуга. Ноздри слегка расширены, а открытый рот имеет форму широкого овала. Особенно соблазнителен эффект мерцающих бликов, отскакивающих от сияющего полуночного черного дерева, насквозь пропитанного маслом. Еще один приковывающий внимание визуальный акцент обеспечивают отвисающие овальные груди. Они появляются не как чувственные элементы, а скорее как явные атрибуты власти. Их формальное определение дополняет мускулистые изгибы лица, так что они отражаются в последовательно увеличивающихся цилиндрических единицах плеч и предплечий. Руки согнуты в локтях, ладони вытянуты перед телом в позе, напоминающей замершее оживление.
Фигура, стоящая отдельно, со слегка согнутыми коленями, кажется, слегка смещает свой вес в правильную правую сторону. Тот факт, что изначально она была задумана как сидящая, очевиден, если смотреть спереди. С обратной стороны вертикальный канал позвоночника проходит по длине спины и пересекается с горизонтальным проходом ягодиц. Первоначальные владельцы пытались исправить разрыв на правом плече, прикрепив горизонтальные металлические полосы пятью гвоздями к передней и обратной стороне. Два латунных кольца появляются вокруг шеи, а также по одному вокруг левого запястья и каждой лодыжки.
Эта работа принадлежала последовательно двум представителям западного авангарда, Андре Дерену и Джейкобу Эпштейну. Согласно легенде, Дерен приобрел свое первое произведение африканской скульптуры, маску Fang, у своего друга и близкого соратника Мориса де Вламинка. Примерно в это же время он отправился в Лондон и изучал этнографические коллекции Британского музея. Этот опыт побудил его написать Вламинку об «удивительном, тревожном» влиянии работ, с которыми он столкнулся. Историк искусства Джек Флам отметил, что, несмотря на этот эмоциональный отклик на африканскую скульптуру, Дерен стремился уловить ключ к присущей ей формальной логике.
Флам предположил, что Вламинка в основном привлекали инстинктивные выразительные качества африканского искусства и они отождествлялись с ними. Далее он отметил, что, хотя Вламинк не слишком широко использовал формальные качества таких работ в своей живописи, он стремился установить свою собственную основополагающую роль в «открытии» авангарда африканского искусства. По словам Вламинка, опыт, вызвавший у него интерес, произошел в бистро в Аржантее, когда он отдыхал от рисования на открытом воздухе. Его внимание привлекли три африканских артефакта на полке за барной стойкой, и он приобрел их в обмен на покупку алкоголя. Вскоре после этого друг отца подарил ему еще три работы. Среди них была маска Fang, которую он повесил в своей спальне. Увидев маску, Дерен попросил купить ее у него, но Вламинк сначала отказался. Через несколько недель, нуждаясь в деньгах, он уступил, и они попали в коллекцию Дерена. По словам Флама, эти события, которые могли произойти между 1903 и 1905 годами, стали наиболее часто упоминаемым повествованием об открытии «примитивного искусства».
Настойчивость Вламинка в том, что он привил своим современникам, таким как Матисс и Пикассо, понимание эстетических качеств африканского искусства, подчеркивается в другом распространенном им отчете. Согласно версии, рассказанной его биографом Фрэнсисом Карко, Вламинк показал Дерену африканскую скульптуру и сказал, что она показалась ему «почти такой же красивой, как Венера Милосская». Дерен согласился, что на самом деле она была «такой же красивой, как Венера Милосская». Затем они показали ее Пикассо, который, по общему мнению, счел ее «более красивой, чем Венера Милосская».
Алиса ЛаГамма
Источники:
• Аукционный дом Sotheby's
• Музей Metropolitan (США)
• Музей Йельского университета (США)