Dogon Female Figure [Мали]

Догоны подобные фигуры помещают на алтари предков для связи с душой умершего человека. Вполне вероятно, что фигура на фото слева представляет Номмо, одного из первых сотворенных существ, который, согласно мифологии догонов, обладал сочетанием мужских и женских черт (*).

Уильям Рубин, почетный директор Музея современного искусства в Нью-Йорке и организатор знаменательной выставки 1984 года «Примитивизм» в искусстве ХХ века., отмечает:
«Парадоксально, но искусство народа догонов по духу ближе к современной скульптуре, чем почти что-либо другое в Африке. Следует сравнить пластичность величайших рисунков догонов - как по качеству, так и по природе - с Бранкузи или (кубистом) Липшицем. Я говорю «парадоксально», потому что (за исключением возможных редких случайных фигур) скульптура догонов была неизвестна тому поколению пионеров-модернистов двадцатого века. Невозможно представить, как Бранкузи или Липшиц (или, если на то пошло, Пикассо или Матисс) в 1915 году любовались великими произведениями догонов, которые мы знаем сегодня».

И хотя центр страны догонов находится всего в 90 милях от древнего торгового города Дженне, посетители страны догонов с начала двадцатого века подчеркивали чувство изоляции и удаленности, которое пронизывает скалы. Согласно устным преданиям, догоны предпочли поселиться на скалах именно из-за их недоступности. Они предоставили убежище от нападений соседних этнических групп, в число которых за последние пятьсот лет входили моси, сонгай и фулани».

Скульптуры догонов связаны с «огромным количеством мифов, относящихся к созданию вселенной, борьбе между порядком и беспорядком и месту человечества в ней». Человеческие фигуры часто изображали предков или мифических героев, таких как основатели деревни или рода. Некоторые фигуры изображают великих женщин - предков догонов.

Женская фигура со ступкой и пестиком (см фото музея Metropolitan (*)) изображена занятой важной повседневной деятельностью - она растирает просо, которое является основным продуктом диеты догонов. Фигура имеет мощное, мускулистое телосложение; ее согнутые руки и ноги указывают на энергию, с которой она орудует пестиком, чтобы раздавить зерно под ним. Ее лицо и голова достаточно детализированы, и художник кропотливо воспроизвел узор заплетенных в косы волос женщины. Близко расположенные миндалевидные глаза, широкие ноздри, поджатые губы и выдающийся подбородок характерны для многих скульптур догонов.

Работа может служить средством увековечивания вклада женщины в течение ее жизни. В догонском обществе в момент смерти человека его жизнь вспоминается долгими речами, посвященными работе, проделанной в поле и дома. В таких речах женщины уподобляются любимой деревянной палочке для перемешивания, которая изношена из-за ее широкого использования, что указывает на бесконечную работу, которую они выполняют на благо своих семей. Эта конкретная скульптура, изображающая женщину, занятую типичным домашним трудом, может быть визуальным эквивалентом такой речи. Помещенный на фамильный алтарь, он был бы вечным выражением признания работы, которую покойная выполняла при жизни, средством бесконечного сохранения слов благодарности, произнесенных на ее похоронах.

Это произведение искусства может иметь и другие коннотации. Основной принцип догонской мысли состоит в том, что одна вещь может иметь любое из нескольких значений в зависимости от уровня знаний и жизненного опыта зрителя. Просо и другие злаки занимают видное место в догонских верованиях о происхождении Вселенной и сотворении человечества. Вполне возможно, что эта работа, в которой зерно упоминается в центре, также может быть вдохновлена этими основными принципами существования.

Источники: 

  • https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2012/africanoceanic-n08858/lot.72.html
  • https://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/4890
  • https://www.metmuseum.org/art/collection/search/314153


Статуэтка Dogon [Мали]
[Культ предков] Мали Dogon дерево, пигмент

Статуэтка Dogon [Мали]
[Культ предков] Мали Dogon дерево, пигмент

Показано с 1 по 2 из 2 (всего 1 страниц)