Африканский фетиш Minkisi Nkondi с гвоздями из Конго. Высота 75 см. Материал: дерево, гвозди, цепь, ткань, стекло, смола, пигмент, кость птицы. Такие фигуры фетиши называют Nkisi или Minkisi.
Эта фигура принадлежала колдуну, который использовал ее как инструмент управления внутренней духовной силой. Энергия создавалась применением лекарственных средств, упакованных в смолу на голову и в контейнере на животе фигуры. В Конго такие фигуры называют minkisi (лекарство). Minkisi (Nkisi), которые используются для агрессии называют nkondi (охотник). Железная цепь, раковины каури, кости и маленький калебас нанизаны вокруг фигуры для повышения способности привлекать к себе дух. Гвоздь вбивается в фигуру всякий раз, когда духовная сила Minkisi была применена.
В Конго minkisi использовали на протяжении веков в качестве средства для лечения болезни, наказания преступников, борьбой с колдунами, или решения других проблем. По тому как выглядит контейнер можно определить для чего предназначена фигура - навредить или помочь. Некоторые minkisi были призваны оказать влияние при помощи насилия.
Основная функция nkondi - это вместилище духа, который может выслеживать и причинять вред другим людям. Многие nkondi были публично использованы для защиты деревни, изгнания ведьм или злодеев. Некоторые ученые считают, что португальские миссионеры привезли в Конго образы Христа, который прибит к кресту и это повлияло на традиции конголезцев. Есть также версия о том, что в Конго легко было принято христианство, так как народ Баконго считал Христа одним из Minkisi.
На некоторых статуэтках Nkisi помещалось зеркало, которое закреплялось на груди или животе. Зеркало также могло вставляться в глаза. По данным аукционного дома Sotheby's, наличие металлических элементов, вбитых в Nkisi впервые упоминается в 1686 году. В начале XX века до 1980-х годов исследователи помещали Nkisi в категорию вредоносного колдовства. Затем мнение специалистов несколько изменилось: Nkisi стали считать многофункциональным, так как он может не только реализовывать агрессию, но и защищать, и исцелять.
Рауль Каньисарес (авторитетный исследователь, ученый, носитель африканских традиций в США) определяет данный тип статуэток как Чичерику (сhicherekúes, сhíchérikú, chicherecú, chichiricú, chicherekú, chicherichu, shisheriku) . Он пишет, что Чичерику - это статуэтка, представляющая духа (как правило «злого»). Считается, что раскаленный гвоздь, вбитый в него, подстегивает духа к выполнению работы».
В зависимости от диалекта, на русском его можно обозначить как «ночной охотник» (имеется ввиду ночной дух) и как «приносящий смерть». Данный тип фетиша мог использоваться так же, как и защитних от злых сил, что прекрасно иллюстрирует конголезскую традицию бороться "подобным" с "подобным" (лечите подобное подобным - говорил Воланд в романе "Мастер и Маргарита"). Статуэтки Nkisi (Чичерику) являются редкими предметами, так как католические миссионеры-европейцы боролись с данным видом творчества.
Как правило данные статуэтки хранились вне «алтарей» конглозезцев, а зачастую и вне дома. Чичерику используются некоторыми жрецами Пало на Кубе и в настоящее время, однако это не афишируется и тщательно скрывается.