Как рогатки стали предметами искусства после издания книги
Деревянные рогатки (катапульты) ручной работы из Кот-д'Ивуара (Западная Африка), изготавливают такие племена, как: Моси (Mossi), Лоби (Lobi), Догоны (Dogon), Сенуфо (Senufo) и Баули (Baule).
Эти фигурки обычно антропоморфной, геометрической или талисманской формы использовались для отпугивания вредителей от сельскохозяйственных культур или для охоты на мелких птиц, лягушек или ящериц.
Велосипедные резиновые камеры для колес были основным источником лент, прикрепленных методом африканской обмотки. Африканские катапульты мало привлекали коллекционеров искусства племен до того, как была издана книга «Potomo Waka» [Scanzi / Ferrari 1987] в Милане тиражом 2500 экземпляров. Авторы - Delcourt, Jean Paul & Scanzi, Giovanni Franco. Сегодня это библиографическая редкость.
Продавцы антикварианта до этого не предлагали их покупателям, однако авторы книги подчеркнули, что деревянные катапульты-рогатки существовали колониальной эпохе, и это придало рогаткам статус подлинного африканского искусства, что повысило их желательность и ценность. У многих рогаток-талисманов были лицевые стороны спереди и сзади для защиты пользователя.
Сейчас нет единого мнения о происхождении рогаток: в сети ведутся споры о том, что было сначала - книга или все таки рогатки уже существовали.
В некоторых случаях существуют иные версии назначения Potomo Waka, например по данным галереи randtribal.com, фигурки Dagari народности Lobi создавались внуком после смерти деда. Внук был обязан уйти в лес и создать образ умершего из дерева. После того, как фигурку вырезали, ее помещали на семейный алтарь и прислоняли спиной к стене.
Интернет магазин AncientPeoples указывает, что для Baule рогатки были чем-то большим, чем просто оружием. Это миниатюрные произведения искусства, которые, как считается, обладают магической силой. Общество Бауле отличается большим индивидуализмом, неприязнью к жестким политическим структурам, имущественным классам и даже тайным обществам, столь распространенным среди других племенных культур.
В их произведениях искусства могут быть представлены самые разные предметы - от идеализированных фигур до божеств и духов леса в форме масок, фигурные скульптуры и утилитарные предметы, такие как рогатка.
Стиль Бауле характеризуется крепкими ногами, выдающимся носом, четко очерченными глазами, сильными бровями и отчетливо стилизованными племенными прическами. Однако, поскольку мастера резчики Бауле свободны в выборе формы, можно сказать, что искусство Бауле не унаследывается, а является жестко индивидуальным из-за художественной свободы.
Это наиболее очевидно в рогатках, которые чрезвычайно разнообразны в том, что они иллюстрируют. Рогатки, называемые Potomo Waka, имеют сходство с более крупными скульптурными работами Бауле. Что касается осанки, как у рогаток, так и у скульптурных фигур руки часто лежат на животе в жесте умиротворения, а их лица отражают чувство медитативного самообладания. Иногда они изображают частичные или абстрактные фигуры, лица людей, животных и даже другие произведения искусства Бауле, например маски.
Считается, что резные фигурки на рогатках не только приносят удачу на охоте, но и защищают владельца. Например, считается, что лица высматривают опасность со всех сторон; а некоторые даже вырезаны вверх ногами, чтобы дух в резьбе был «правильной стороной вверх», когда охотник держал рогатку для использования. Образы животных передают владельцу природную силу и доблесть изображаемого животного, одновременно служа напоминанием об опасностях в дикой природе.
Бауле (или боле, произнесение [ba.u.le] на французском, [bawle] на языке бауле) - народ группы Акан и одна из крупнейших групп в Кот-д'Ивуаре. Бауле - традиционно фермеры, которые живут в центре Кот-д'Ивуара, в районе треугольника между реками Бандама и Н'Зи. Этот район в целом охватывает регионы вокруг городов Буаке и Ямусукро. Бауле стали играть относительно важную роль в новейшей истории Кот-д'Ивуара: первый президент государства, Феликс Уфуэ-Буаньи был бауле. Кроме того, после ивуарийского какао-бума 1960-70-х годов бауле также стали одной из самых распространенных этнических групп по всей стране, особенно в южных лесах, где они являются одними из самых многочисленных плантаторов какао, каучука и кофе, а иногда и кажется, численно превосходят местные коренные этнические группы.
Легенда гласит, что в 17 веке Бауле покинули нынешнюю Гану и отправились на запад в современный Кот-д'Ивуар под предводительством королевы Поку. Согласно устной традиции, Бауле были вынуждены покинуть Гану, когда к власти пришли Ашанти. Спасаясь бегством, они подошли к реке Комоэ, которую не смогли пересечь. Когда их преследовали враги, они начали бросать свои самые ценные вещи в реку.
Это пришлось сделать и королеве, самым ценным имуществом которой был ее сын. Королева поняла, что ей пришлось принести в жертву своего сына реке, и бросила его в реку.
После этого гиппопотамы поднялись из реки и позволили им перейти ее, спасая свои жизни. После перехода королева была так расстроена потерей сына, что все, что она могла сказать, было «баули», что означает: ребенок мертв. С этого момента они стали известны как Бауле. Люди Бауле талантливы в африканском искусстве. Их скульптуры известны своей изысканностью, разнообразием форм и затраченным трудом. Скульптуры включают не только маски для лица и фигурки людей, но и большое разнообразие работ из золота, бронзы и слоновой кости.
Существует и другое описание рогаток Бауле: ручка рогаток имеет резное изображение голов духа для того, чтобы защитить молодого охотника. Эти скульптурные объекты - рогатки, являются красноречивым примером африканского шаманского искусства. Рогатки носили и использовали молодые мальчики для охоты на птиц, летучих мышей и белок в лесу. Тем не менее, самим мальчикам требовалась защита, так как в лесу существуют опасности: змеи, вредные насекомые, хищники.
Рогатки сделаны, как правило, отцом мальчика (хотя более богатые семьи нанимают наставников-опекунов). Рогатки могут быть талисманом, предназначенным для защиты мальчика. На большинстве рукояток изображены божества или духи, часто лесные духи, которые всегда являются женщинами и часто красного цвета.
Другие предметы резьбы часто повышают охотничью силу или шансы на успех. К ним относятся оружие (или многие типы), фигурки солдат, христианские религиозные символы, или мощные животные (слоны и т.д.) Иногда появляются необычные предметы, такие как футболисты или футбольные трофеи. Разнообразие бесконечно.