Ритуальные статуэтки Mbole Okifa [Конго]
Эта высокая и стройная мужская фигура изображает повешенного - образ, являющийся центральным элементом практики инициации народности Mbole (Мболе) в тайном обществе Lilwa (Лилва), которое регулирует общественную жизнь («Федерация Лилва»). Фигура называется Okifa или Ofika.
Metropolitan Museum
Аукцион Sotheby's
Brooklin Museum
Федерация Лилва также выносит смертные приговоры, особенно за преступление, заключающееся в предательстве секретов «Федерации Лилва». Эта фигура, сделанная из твердой древесины, окрашенной в черно-белый цвет, называется «Окифа». Статуэтка изображает человека, приговоренного к смертной казни и повешенного.
Типичными для представления повешенного человека являются плечи, выдвинутые далеко вперед, и ноги, которые не стоят, а "висят". Эти «Окифа-фигуры» играют важную роль в инициации молодых мужчин народа Мболе. Их держат в собственных хижинах в лесу, недалеко от лесного лагеря посвященных. «Окифа» не являются фигурами памяти для настоящих повешенных преступников (memorials), они являются предупреждающими и сдерживающими "инструментами обучения". Они показывают молодым людям, которые проходят обряд инициации (посвящения) то, что угрожает им, если они нарушают правила и законы «Федерации Лилва». Фигура окрашена в черный цвет, часть лица - в белый (в африканском искусстве белый цвет в основном символизирует смерть). Под головой, сзади, а также на бедре вся фигура проколота крест-накрест. Эти отверстия используются для подвешивания "фигурок Окифы" в хижинах или непосредственно в лесу.
Выражение лица отражает безропотную печаль. Ассоциация Lilwa связана с более известной ассоциацией Bwami (Бвами) народов Lega, юго-восточных соседей Mbole. В то время как Лега использует множество мелких фигур и масок для посвящения в Бвами, артефактов у Лилвы немного, и они поражают своим сравнительно большим размером.
Антрополог Дэниел Бибайк подчеркнул сложную моральную философию Лилвы (Biebuyck 1976, 1979, 1995). Эта философия и образ жизни были привиты большинству членов общества Мболе в период инициации, во время которого они изучали основные социальные и этические правила. Все юноши и некоторые женщины (дочери посвященных высшего ранга) были посвящены на базовый вводный уровень Лилва. В то время они были изолированы в лесном домике и под руководством знатока ритуалов (онанги) прошли через серию испытаний. Исследование конголезского психолога Калалы Нкуди социальной структуры мболе и этапов инициации Лилва показывает, что фигуры Офика (висячие) играли центральную роль в заключительных моментах посвящения, когда посвященным разрешалось видеть и касаться символических объектов Лилва.
Практика повешения была центральной для правоохранительных органов в обществе Мболе и проводилась в деревне публично и с большой помпой. Зрелище должно было быть поразительным: обладатель особого статуса Лилва надел лиану вокруг шеи жертвы и прикрепил ее к гибкому изогнутому дереву, которое поднимало тело в воздух, когда его отпускали. Скульптуры, вырезанные по просьбе старейшины Лилва после казни, изображали конкретных людей, приговоренных Лилвой к смерти. Хотя фигуры не следует рассматривать как портреты преступников, резным фигуркам были даны их имена и они увековечили их воспоминания. Этот элемент персонификации проявился во время ритуалов инициации, в которых использовались фигуры. Действительно, когда руководители ритуалов показывали фигуры Офики неофитам, они предупреждали молодых посвященных такими словами: «Осторожно»!
Внося нюансы в интерпретацию образов повешенного, Бибайк предположил, что фигуры Офики могут отсылать к другому важному моменту в обществе Мболе - ритуалам перед погребением, проводимым для высокопоставленных членов Лилва. После их смерти их тело было подвешено к столбу в их доме для сбора жидкостей. Затем эти жидкости распыляли, чтобы передать жизненную силу своему преемнику (Biebuyck 1986, стр. 242).
Помимо посвящений, фигурки демонстрировались и в других редких случаях: для защиты общества от бедствий и во время неудачной охоты, когда принимались клятвы или когда требовалось урегулировать серьезные конфликты между сторонами.
Колониальный администратор В. Рувруа наблюдал появление таких фигур в 1928 году. О прибытии фигур объявили барабанной дробью, чтобы предостеречь женщин и детей. Как правило они были скрыты от глаз высокопоставленных посвященных как в деревне, так и за ее пределами, поскольку не-посвященным было категорически запрещено их видеть.
Фигуры готовили к ритуалу путем перекрашивания. Когда они были готовы, их выводил обладатель особого статуса называемого исоя (тот же человек, который выступал в качестве верховного судьи в уголовных делах, требующих казни через повешение). Фигуры несли лежа на спине на маленьких носилках. Они прикреплялись ремнями, пересекающими отверстия, сделанные в резьбе. В манере, напоминающей погребальные обычаи Мболе, скульптура была размещена на подстилке в виде трупа (Rouvroy 1929).
В своей попытке интерпретировать более глубокое значение фигур Офики, Бибайк предположил, что они помогали нейтрализовать души преступников (Biebuyck 1976, p. 58). Эта интерпретация связана с верой Мболе, согласно которой души умерших возрождаются с их прежними характеристиками. Фигуры могут служить для привлечения и размещения душ повешенных преступников, чтобы предотвратить их возрождение.
Эта работа была собрана в неизвестную дату на территории современной Демократической Республики Конго. Впервые он был задокументирован в 1939 году, когда он появился на фотографии, иллюстрирующей выставку произведений искусства из Конго в музее Vlesshuis в Антверпене, Бельгия. Он был предоставлен там вместе с рядом работ из этнографического музея Антверпена.
В их число входили четыре экземпляра фигурок Офики, приобретенные у торговца из Антверпена Генри Парейна в 1920 году. В 1955 году этнографический музей Антверпена согласился на обмен с бельгийским коллекционером Джефом Ван дер Стрете фигурой Офики и влиятельной фигурой Конго за денежную сумму и три Океанические фигуры. В течение следующего десятилетия Ofika перешла в руки бельгийского дилера Эдмона Морле, который продал его нью-йоркским коллекционерам произведений искусства из Конго Кларку и Фрэнсис Стиллман.
Яэль Биро, 2016
Источники: