Подголовники Luba Shankadi Headress [Конго]
Подголовники у народности Luba не предназначались исключительно для королевского использования - их могли иметь кто угодно, но они были ценным имуществом вождей Luba (Люба). Деревянные подголовники используются в качестве подушек для сохранения замысловатой прически. На создание некоторых причесок уходит до пятидесяти часов. Использование подголовника позволяло прическе держаться два или три месяца.
Национальный музей искусства Африки (США)
Подголовник Luba, ДРК. Оценка €500 000–800 000 на аукционе Christie's
Подголовник Luba. Королевский музей Центральной Африки, Тервюрен, EO.1955.77.2
Люди народа Люба имели большую личную привязанность к подголовникам, а также считали их местом мечты (dreams). Люба считают сны пророческими: сны предвещают важные события, предостерегают и предупреждают, и передают вести из потустороннего мира. Поэтому уместно, чтобы подголовники изображали женщин-жриц, которые в реальной жизни служат посредниками и собеседниками для духов потустороннего мира.
Волосы жриц падают каскадом, имеется диагональная полоса, отделяющая линию роста волос от лба; глаза показаны в форме кофейных зерен; небольшие упрощенные «кошачьи уши»; рельефные орнаментальные рубцы (скарификация) на теле; поверхность подголовников искусно обработана и отполирована.
Традиционная резьба Люба используется в культе предков и духов, для инициации, в медицине и гадании. Излюбленная тема в скульптуре Luba - женщина, так как, согласно мифу о Любе, существовала первая женщина-дух, основательница рода и гарантом плодородия и рода.
Женщины были хранительницами культа, и королевские жены играли важную роль: посылаемые в качестве послов к вождям соседних народов, они заключали выгодные политические союзы, основанные на браке. Некоторые фигуры Luba ставят отдельно, почти всегда во фронтальном положении, часто с руками на груди; другие представляют собой коленопреклоненные, сидящие или стоящие фигуры, чьи поднятые руки служат опорой для чаш, сидений и подголовников. Фигуры часто характеризуются сложными узорами скарификации на теле.
Прорицатель, выкрашенный в белый цвет, использовал сидящую или согнувшуюся женскую фигуру, держащую чашу, наполненную каолином. Он встряхивал ее и анализировал положение различных предметов, содержащихся в миске. В лечебном ритуале колдун использовал кабилу, или дочь духа, которая состояла из фигурки и сосуда, которые также ставились у входа в дом во время родов. Многие статуи Любы несут магические ингредиенты на макушке.
Эксперты предполагают, что подголовники, которые иногда называют «держатель снов», могут иметь фигурки в качестве формы защиты, предназначенной для охраны пользователя в ночное время.