Бюсты Lega общества Bwami
В XIX веке, до колонизации Конго бельгийцами, у народов Lega не было централизованной политической системы. Ими управляла Bwami (Бвами) - дифференцированная ассоциация, открытая для всех мужчин и женщин в данной деревне.
Бвами был одновременно политической и образовательной системой, в которой преподавались уважаемые ценности Lega: умеренность, гуманность, солидарность, уважение, сдержанность, нравственная и физическая красота. Это также была структура для политических отношений, средство установления перекрестных родственных связей и солидарности между деревнями и источник развлечения. Прежде всего, членство в Бвами было престижно и Bwami развивало изобразительное искусство.
Скульптуры Бвами использовались как изображения пословиц, иллюстрирующих принципы нравственного совершенства. Название и точное значение скульптур (бюстов, голов) неизвестно.
О фигуре из Смитсоновского музея пишут эксперты, что "гладкая и лысая голова, покрытая шапкой из раковин каури, например, представляет высокопоставленного старейшину Бвами, который через последовательные посвящения достиг высшей мудрости". Фигура изготовлена из слоновой кости.
Скульптуры Lega из кости редки, потому что общество Бвами было объявлено вне закона в 1948 году из-за непонимания бельгийским колониальным правительством его убеждений и чаяний. Начиная с 1910 года, бельгийцы время от времени вводили запрет на слоновую кость, являющуюся основным сырьем для искусства Lega.
Кража или преднамеренное уничтожение сотен резных фигурок из слоновой кости - еще одна причина их редкости.
По данным музея Metropolitan (Нью-Йорк), в Демократической республики Конго искусство создается в первую очередь для полусекретных обществ (ассоциаций) мужчин и женщин, таких как общество Bwami (Бвами) народа Lega.
Учение Бвами пронизывает все аспекты жизни, направляя моральное развитие человека и регулируя его отношения с другими людьми. Доктрина Бвами представлена масками из дерева и слоновой кости, головами и маленькими фигурками, которые играют жизненно важную роль во время посвящения в высшие слои общества.
Несмотря на простоту формы, эти резные предметы воплощают в себе сложные и множественные значения, воплощенные в пословицах, сценках и танцах. Для Lega физическая красота и моральное превосходство неразделимы. Мотивы с пунктирными кругами на многих работах Lega представляют собой отметины на теле, которые подчеркивают как резные фигурки, так и персонажей, которые они изображают.
Такие фигуры используются как символы статуса, при посвящении, как амулеты.