Маски Kwele [Габон]
Хорошо известный тип масок Kwele, распространенный в Габоне, Камеруне, Республике Конго. Онлайн проект об африканском искусстве Zyama.com причисляет маску к категории защитных.
Маски Kwele использовались в обрядах инициации и в конце траурных периодов. Маски Kwele взаимодействовали (вызывали) с доброжелательными лесными духами (benevolent forest spirits). Лица масок Kwele, как правило, окрашены в белый и земляной цвета. Маски при использовании в церемониях не одевались человеком, а демонстрировались зрителям.
Университет штата Айова указывает на то, что большинство масок Kwele характеризуются двумерным, слегка вогнутым в форме сердца лицом. Также маски имеют рога.
По данным музея Metropolitan: Маски животных, известные как Экук (Ekuk), используются во время церемоний культа беете (beete), социального объединения народов Квеле. Разнообразный репертуар масок Экук из церемоний беете включает в себя изображения барана (Бата), как видно здесь, свирепой гориллы (Гон) и ласточки, среди других.
Квеле - это народ, говорящий на языке банту, который живет в тропических лесах Западной Экваториальной Африки (современная Республика Конго и Габон). В принципе, регулирование деревенских дел зависело от согласия глав местных родов. На практике консенсус редко достигался, и деревни часто распадались.
В середине девятнадцатого века эпидемия оспы опустошила этот район. Квеле выжили, получив мощное "лекарство", известное как бете, от соседних народов. Медицина здесь подразумевает сложную ритуальную процедуру, включающую семейные реликвии, посещение духов природы, представленных в масках, искупительные и очистительные обряды и многое другое. Очевидный успех beete в преодолении этого кризиса, а также, что еще более важно, в борьбе с социальной раздробленностью деревни и создании чувства гармонии и сотрудничества привели к тому, что Квеле сохранились как народность.
Большинство экук, что приблизительно переводится как "лесные твари", имеют выдающиеся животные атрибуты, сохраняя при этом антропоморфное лицо. Маски считаются изображениями как важных лесных духов, так и "детей бете"."В то время как идет интенсивная подготовка к церемониям beete, появляются многочисленные маски, чтобы воспламенить аудиторию и создать духовно "горячую" атмосферу.
Маски используются в утренних и дневных сеансах, чтобы вести жителей деревни в танце, оживляя событие своей красотой, движениями и внушением силы. Ритуальный цикл бете включает в себя посвящение юношей в тайные знания ассоциации; эти кандидаты знакомятся с черепами важных прошлых лидеров, а также с масками бете.
В деревнях Квале ритуалы, известные как "beetle", проводятся во время кризисов, чтобы мобилизовать силы предков. Черепа важных умерших членов семьи сохраняются для борьбы с негативными силами, которые угрожали уничтожить общину голодом, болезнями или войной. "Beete" - это многодневный праздник, кульминацией которого является совместное употребление лечебного рагу, которое активизируется зажигательными танцами и пением.
Источники: