Ритуальные африканские маски Hemba Soko Mutu
Маски Soko Mutu, которые используют люди Hemba, проживающие на территории Демократической Республики Конго, не надевают на лицо. Эти маски, по данным экспертов, носят за поясом. Soko Mutu (Sokho Moutu) переводится как "лицо обезьяны" и что означает "брат человека" на суахили. Так же их называют Misi gwa so'o и "ibombo ya soho".
Хемба считают шимпанзе хищным животным и символом агрессии. Некоторые говорят, что со'о жаждет человеческих женщин. Маска, на которой изображена агрессивная зубастая ухмылка, представляет собой пугающее, неестественное существо. Иногда маска может олицетворять умершего предка и носить его имя. В любом случае, со'о непостоянен в своих настроениях.
Эти маски изображают смерть, их используют в танцах на похоронах. Черты маски представляют собой существо наполовину человека и наполовину обезьяны. Персонификация этого существа отражает потенциал природы и необходимость контролировать излишки дикой силы посредством танцев мужского общества Ibombo ya Soho.
На похоронах маска появляется в конце серии похоронных обрядов, чтобы обозначить окончание периода траура. Маска используется в спектакле, который помогает людям вернуться из состояния горя в повседневную жизнь.
На погребальных фестивалях хемба, таких как убужа малсло, со'о используется в два этапа. "Дикая" фаза - это первая фаза, которая включает в себя погоню. Со'о с энтузиазмом гоняется за всеми, чтобы напугать их, особенно маленьких детей и беременных женщин, подальше от деревни. Все, кто бегает на улице, считаются безопасными; если кто-то забегает в дом и за ним следует со'о, они должны пройти посвящение в тайное общество со'о. По этой причине пожилые люди, особенно пожилые мужчины, редко бегают. Во время второго этапа исполняется со'о в сопровождении барабана и песен. Это означает возвращение пространственного порядка; никто больше не бежит. В своем исполнении со'о выступает в роли клоуна или трюкача, игриво насмехающегося над нормальным порядком общества.
В то время как со'о символизирует смерть, оно также связано с плодовитостью и плодородием. Разрушенный урожай может быть истолкован как знак того, что человек должен быть посвящен в общество со'о.
Эти маски по размеру не очень большие, и в некоторых случаях их надевают на талию танцора или хранят в доме, чтобы защитить дом от недоброжелательных сил.
Источники:
- https://www.metmuseum.org/art/collection/search/315444
- https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2016/malcolm-part-one-new-york-n09506/lot.6.html
- https://artgallery.yale.edu/collections/objects/84612
- https://www.imodara.com/discover/dr-congo-hemba-soo-chimpanzee-human-mask/
- https://www2.clarku.edu/faculty/jborgatti/smfa/Blakeley_Hemba.pdf