Фигурки предков народности Beembe из Конго
Beembe (Бембе) хорошо известны своими миниатюрными деревянными скульптурами. В отличие от соседних народов, они не создают масок и не вырезают фигурки из слоновой кости. Однако мастера-художники Бембе делают покрытые тканью фигуры реликварии, называемые Музиди. Также народ делает музыкальные инструменты, курительные трубки и ложки.
Важные коллекции произведений искусства Бембе представлены во многих музеях, таких как Музей искусств Стэнли, музей Барбье-Мюллера в Женеве, Музей этнографии в Стокгольме, Музей мировой культуры Готенберга, Детройтский институт искусств в Мичигане.
Высота деревянной скульптуры Бембе составляет 10-20 см (4-8 дюймов). Большинство статуй Бембе имеют узоры скарификации (шрамы), которые обычно изображают на животе.
Согласно Raoul Lehuard и Alain Lecomte, три наиболее распространенных типа шрамов таковы:
- несвязанный ромбовидный узор с двумя противоположными “Vs”, один поверх другого;
- усовидный “V” с “руками, вытянутыми на любой кривой”;
- удлиненная ромб (Алмаз) форма или расширенные стрелки, указывающие в противоположных направлениях влево и вправо от центральной точки.
Большинство фигур стоят со слегка согнутыми коленями, а их большие ступни имеют четко выраженные пальцы ног. Каждая женская фигура обычно имеет ярко выраженный подбородок, большой нос и большой рот, а мужские статуи обычно имеют длинные бороды.
Микенге, подгруппа народа Бембе, делают деревянные фигурки в качестве предметов для гадания. Владельцы обычно поливают фигуры возлияниями, в результате чего образуются сложные слои крови и смешанной глины. Типологический анализ 491 различных примеров Лехуара и Леконта выявил следующие три общих типа:
- фигуры, держащие нож и тыкву или рог;
- фигуры, держащие винтовку или другие принадлежности;
- фигуры, стоящие с руками, лежащими на животе.
Реликварные фигурки, называемые музиди (также известные как музири, или Кимби), представляют собой маленькие тканевые куклы с символами, нарисованными мелом на лице и животе. Они похожи на ниомбо, которые представляют собой большие, покрытые тканью реликварии, созданные бвенде в Демократической Республике Конго.
Фигуры обычно состоят из красной ткани, но синяя ткань также распространена. Высота музиди колеблется примерно от двадцати четырех до двадцати восьми дюймов (шестьдесят-семьдесят сантиметров). Поскольку они являются реликвариями, они обычно содержат человеческие кости. Подобно ниомбо, многие из них имеют одну руку, направленную к земле, а другую - к небу. Согласно Бвенде, этот жест символизирует пограничный мир между живыми и мертвыми. Музиди также обычно имеют открытый рот с заметно выступающими зубами.
Статья Википедии, в которой автор ссылается на книгу Siegmann, Уильям С. "Африканское искусство века в Бруклинском музее" указано, что статуэтки Beembe с художественной точки зрения имеют много общего с конголезскими народностями Bakongo и Yombe. Глаза статуэток, которые называют также Bimbi, имеют характерный белый цвет и общую геометрию фигур. Также указывается на то, что назначение Bimbi аналогично фетишам Nkisi. Они предназначены для защиты, нападения, исцеления.
При этом Beembe изготавливают статуэтки идеализированной формы. Они имеют более тщательную резьбу и сложную скарификацию (шрамирование). Также статуэтки "демонстрируют обширные геометрические разрезы, а их глаза инкрустированы керамическими пластинами или осколками раковин" - пишет автор.
Отмечается, что Bimbi, как правило, имеют небольшую полость между ног, в которые вставлялись лекарственные вещества для придания статуэткам защитных способностей.
Музей UIOWA сообщает, что у женских фигур руки могут лежать на животе или груди, в чем исследователи видят намек на фертильность (способность к зачатию ребенка). Отверстия для закладки могут делаться в неожиданных местах: анальном отверстии, подмышками, в ступнях ног. Фигурка является контейнером для духа, при этом в отличии от Nkisi ее способности скрываются. Если Nkisi покрывали магической смесью и делали закладку в животе фигуры, то Beembe скрывали свойства статуэтки.
Эта маленькая фигурка Бимбе (см University of Iowa Stanley Museum of Art) была вырезана с анальным отверстием для введения лекарств, магических материалов или белой глины, называемой мукуя, - "дух предков".
"Когда фигура освящается добавлением мукуи нгангой (прорицателем), она становится вместилищем духа предка и обладает силой обеспечивать благополучие своего владельца и его семьи или наказывать его за несоблюдение правил правильного поведения, установленных предками" (Borrision, цитируемый в Soderberg 1975: 14-16). Без дополнительных материалов статуя - это всего лишь объект, который следует ценить за его красоту, и ею можно свободно распоряжаться.
В отличие от фигур силы, производимых Конго и Теке, которые часто частично покрываются наростами материалов, фигуры Бембе показывают мало или вообще не показывают следов добавленных магических веществ. Вместо этого на туловище каждой фигуры нанесено тщательное изображение сложной рельефной скарификации человека, которого она представляет. Мужские фигуры часто носят пистолеты, ножи или пороховые колбы-символы мужской власти и престижа. Женские фигуры кладут руки на живот или грудь, намекая на женскую плодовитость. Глаза фигуры всегда инкрустированы осколками фарфора, а их прически зачернены нагретым железным лезвием ножа. На некоторых рисунках из коллекции Стэнли видны следы присутствия мукуи.
Меньшая женская фигура имеет отверстия под мышками, указывающие на то, что его когда-то, возможно, носили подвешенным на шее в качестве личной защитной фигуры.
Источники: