Фетиши и статуэтки народности Teke (Bateke)
Ритуальная (культовая) фигура стоящего мужчины из дерева, применяемая людьми народности Teke, проживающими на территории Демократической Республики Конго (Бельгийское Конго) и Республики Конго (Французское Конго).
Музей Metropolitan (Нью-Йорк)
Музей искусств Университета Айовы, коллекция Стэнли
Brooklyn Museum
По данным онлайн музея Юрия Раскина, народность teke (bateke) живет на территории Конго и Габона. Глава семьи Mfumu имел неограниченную власть над ее членами, он был духовным лидером и владел религиозными практиками. В распоряжении Mfumu было большое количество статуэток и костей предков. Mfumu часто оказывался кузнец – в то время уважаемая и редкая профессия.
Для статуэток Teke характерны три элемента – сообщает Раскин. Это разнообразие головных уборов, наличие тонких параллельных шрамов на щеках, и помещение в фетиш органических материалов. Каждая изготавливаемая фигура создавалась с конкретной целью, о которой невозможно судить по внешнему виду. Например, после рождения ребенка для его защиты создавался фетиш, внутрь которого помещалась часть плаценты, оставшейся после родов. Такая фигурка защищала ребенка до наступления половой зрелости.
При этом общее назначение таких фетишей - защищать и исцелять.
Фигурки также изготавливались для успеха в торговле, на охоте, рыбалке и в других видах деятельности. Назначение фетиша было известно только его владельцу.
Фетиш, который успешно выполнял поставленные задачи впоследствии мог использоваться как сырье для других фетишей: счастливую фигурку разбивали на части, которые помещали внутрь новых фетишей, которые могли быть проданы. Руки и ноги при изготовлении фигурок часто делали стилизованными, изогнутыми почти под прямым углом в локтях и коленях. Поэтому для статуэток Bateke характерны сжатые ладони в кулак, как будто фетиш вступает в драку.
Статуэтка покрывалась грунтовкой bonga, или bonga пропитывала ткань. Для изготовления bonga использовался мел или белая глина, которые смешивались с толчеными костями предков для передачи фетишу защитной силы. Кроме костей могли использоваться волосы и ногти как альтернатива костям. Иногда в bonga подмешивались части змей или леопардов. Bonga часто помещалась в полость, которая имелась у статуэтки.
Фетиши преимущественно использовались для защиты: уничтожить или ослабить злых духов, предотвратить или вылечить болезни, отразить чужую агрессию, получить силу для выигрыша спора и так далее. Активацией фетиша занимался жрец (прорицатель, святой человек), использующий магические вещества. Со временем фетиши, которые создавались для службы людям, получали власть над людьми, если были эффективными.
Эксперты музея Метрополитен пишут о своем экспонате на сайте музея:
Фигура Teke стоит прямо, смотрит прямо вперед, ноги твердо стоят на земле. Его удлиненное и угловатое лицо оканчивается полной бородой с мягким закругленным краем. Клиновидная форма бороды находит резонанс в общей форме самой головы и в многоуровневой линии волос, обрамляющей лоб.
Сагиттальный гребень (мупани), один из наиболее характерных элементов этой фигуры, поднимается прямо из головы. По данным Википедии, Сагиттальный гребень — костное образование в виде гребня, расположенное у многих пресмыкающихся и млекопитающих в верхней части черепа в его диаметральной плоскости.
Самый большой сагиттальный гребень среди ближайших родственников человека обнаружен на черепе KNM WT 17000, принадлежавшем Paranthropus aethiopicus, наиболее древнем из ныне обнаруженных черепов австралопитековых.
Череп WT 17000. Музей естественной истории в Лондоне
Череп WT 17000. Цюрихский университет
Поверхность лица, исключая треугольный срез лба непосредственно между глазами, заполнена тонкими полосками с полосатыми рубцами (мабина). Эти линии окружают мельчайшие детали лица; плоский нос, глаза слегка наклонены вниз, выступающий рот с индивидуально вырезанными губами. Кусочки овальной формы из керамики или стекла блестящего белого цвета помещены в глазницы. Этот материал создает захватывающий контраст с темной и текстурированной поверхностью дерева, покрытой во всех местах веществом, которое, вероятно, является органическим остатком возлияний, которые были сделаны для фигуры с течением времени. Возможно, что этот материал является остатком пальмового вина или ореха колы, смешанного со слюной, материалы, которые обычно используются во время ритуальной активации таких фигур. Естественный красновато-коричневый цвет древесины светится сквозь эти слои дополнительной поверхностной инкрустации.
Тело самой фигуры было впоследствии заключено во время церемониальной активации с толстым панцирем. Этот материал, который, как считается, обладает магическими и лечебными свойствами, известен как бонга среди теке фуму и билонго среди народов конго. Кусок ткани, изготовленный из волокна рафии или импортной хлопчатобумажной ткани, пропитан смолистым веществом. Этот материал затем был плотно обернут вокруг фигуры, начиная прямо под линией бороды и доходя до чуть выше ступней. Возможно, что со временем к фигуре были добавлены слои материала, что объясняет несоответствия и аберрации в поверхностном слое. Например, аддитивное вещество выпирает вокруг шеи, что говорит о том, что эта область могла быть добавлена отдельно. Рентгенограммы показывают, что металлическая метка, шестиугольная по форме, была расположена вблизи поверхности середины нижней части спины. Этот тег обозначен F.1918 г. М.К. выгравирован на нем и, вероятно, представляет собой военную бирку, превращенную здесь в секретный энергетический объект.
Качество резьбы наглядно демонстрирует, что деревянный элемент этой работы был создан мастером-скульптором. Стиль работы предполагает, что он имел свою мастерскую в регионе к северу от Браззавиля в Республике Конго. В то время как народы Теке были автохтонными жителями этого региона, к последней четверти XIX в. Народы, живущие здесь, представляли собой смесь населения как Конго, так и Теки. Сагиттальный гребень (мупани) и параллельные следы рубцевания (мабина) свидетельствуют о лидерстве Теке Фуму или Теке Сиссе вплоть до начала двадцатого века. Поднятый церемониальный нож, однако, он является одним из основных символов лидера Конго Бембе. Таким образом, статуя, возможно, может быть истолкована как представляющая вождя Теке с мечом Бембе. Представление символов власти различных, но тесно связанных между собой культурных групп в одном произведении искусства было охарактеризовано как символ союза или мирного согласия между различными группами в этом регионе.
Мужская фигура, изображенная здесь, представляет собой могущественного предка. Мастера-скульпторы продали бы такие мелкие работы на рынке, создавая более масштабные работы на благо всего сообщества на комиссионных. Благодаря расширению возможностей и активизации фигуры, представляющей предка посредством добавления бонги , формируется связь между живыми и мертвыми, обеспечивая мирное функционирование общества.
Некоторые фигуры не содержат бонга - в них нет контейнера, в таком случае они называются Tege. Фигуры с контейнером для bonga называются Butti.
Фетиш народа Teke, музей искусств Университета Айовы
Фетиш народа Teke аукцион Sotheby's
Специалисты аукционного дома Sotheby's указывают, что тайное общество Teke Ikwii, или Тени Смерти, защищало людей от действий ведьм. Глава (отец) семейства обращался к Тени своего отца, матери, а иногда и брата своей матери через фигурки в святилище для умерших членов семьи. Реликварные фигуры Teke изображают некоторых из этих людей (бути).
Бути отождествляются с конкретными мужскими предками, которых они воплощали. Как правило, это были вожди, лидеры, чья деятельность обеспечивала благополучие общины. Священный компонент бути [то есть зарядный материал, упакованный в полость в передней части живота] состоял из земли из могилы умершего, которая, как считалось, содержала следы его телесного бытия. [...] Те из них, которые принадлежали деревенскому лидеру, давали преимущества общине в целом. По-видимому, после смерти своего владельца бути часто хоронили вместе с ним вместе со всем его имуществом.
Источники:
- Аукцион Sotheby's
- Онлайн музей Юрия Раскина
- Музей Metropolitan (Нью-Йорк)
- Brooklyn Museum
- Музей искусств Университета Айовы, коллекция Стэнли