Какими бывают маски passport
- Просмотров: 1992
Наиболее распространенный размер африканских масок, по данным галереи «Афроарт», это высота 35-40 см. А в целом высота масок варьируется в диапазоне 25-70 см. Однако иногда встречаются африканские маски не большие по размеру. Что это - сувениры для белого человека или настоящие ритуальные аутентичные маски, которые используются/использовались народами Африки?
В поисках ответа на этот вопрос, специалисты галереи «Афроарт» изучили данные крупных музеев и авторитетных аукционных домов. И оказалось, что миниатюрные маски хорошо известны, в первую очередь в Западной Африке.
Маска passport народа Dan (Либерия, Кот-д'Ивуар), музей Тенафли (Нью-Джерси)
Маски passport народа Baule, Kran, Dan (Либерия, Кот-д'Ивуар) (аукцион Bonhams)
Большинство масок народности Дан (Либерия, Кот-д'Ивуар), изображающих лицо человека, а также маски соседних культурно родственных групп Кот-д'Ивуара и Либерии, часто изготавливаются в миниатюрной форме высотой от 6 до 20 сантиметров.
Даже самые большие маски «мини» слишком малы, чтобы носить их на лице, и у них редко имеются приспособления, с помощью которых их можно прикрепить к чему-либо.
Наиболее распространенным типом маски, представленным в такой уменьшенной форме, является deangle (привлекательная маска с глазами-щелями, изображает поведение женщины), в то время как наименее распространенными миниатюрными формами являются маски с трубчатыми глазами и пастью животных.
Миниатюрные маски в Западной Африке имеют много названий: наиболее распространенная – «Ma Go» (маленькая голова), но в зависимости от учености ее также называют «Yi Luo Po» (вещь, на которую льют воду), «Gba Po» (вещь, которую кормят) или «Nyonkula» (имитатор предков). Отражая свои названия, маски выполняют множество соответствующих функций. Любой, у кого есть духовная связь с большой маской, или чья семья владеет важной маской, имеет право заказать ее миниатюру. Натертые маслом и продуктам питания, маски заворачиваются и хранятся на теле владельца или среди его вещей и функционируют в портативной форме, которая разделяет мощь и защитную силу полноразмерной маски. Миниатюрные маски вырезаны для воплощения духов-хранителей и служат свидетельством присутствия духа, связанного с ритуалом. Когда владелец маски путешествует, миниатюрная маска служит важным средством идентификации за пределами его ближайшего окружения. Эта роль, которая, возможно, дала ей общепринятое название «паспортная маска» (passport mask).
Миниатюрные маски passport народности Lega (Конго) (аукцион Sotheby's)
Миниатюрные маски кулоны народности Pende (Конго) (высота 6 см) (аукцион Christie's)
Шаманы-прорицатели могут посоветовать людям заказать миниатюрную маску в профилактических, защитных или лечебных целях. Интересно, что некоторые ученые заявили, что, хотя женщины обычно не имеют доступа к маскам, те из семей, которые имеют сильную связь с определенной маской, могут заказать эти миниатюрные версии в качестве средства сохранения связей со своей собственной семейной идентичностью после вступления в брак.
Помимо того, что миниатюрные маски являются собственностью одного человека, в некоторых случаях они могут также играть общественную роль в тайных обществах. Они входят в число священных предметов, выставляемых на собраниях мужского общества для коллективной защиты мужчин, и могут быть показаны новым посвященным. В этих случаях они интерпретируются как изображения доброжелательных духов, связанных с самыми важными ритуалами (маскарадами и фестивалями) в этом районе. Они используются как священные предметы для принесения клятв, аналогично как Библия используется в присягах. Миниатюрные маски часто прикрепляются к другим предметам силы, таким как кожаные мешочки или рога антилопы, наполненные лекарствами. В этом случае, тыльная сторона масок может быть натерта и начинена магическими сильнодействующими ингредиентами.
Будь то личные или коллективные, миниатюрные паспортные маски необходимо регулярно «кормить», чтобы они оставались сильными и способными помочь своему владельцу. Еда может быть просто поставлена перед маской, или принесена в виде подношения, такое как рис или масло, которое может быть натерто или вылито на маску. В особых случаях на маску проливается кровь принесенного в жертву цыпленка. Ассортимент предлагаемых изделий и их использование объясняют разнообразие патин, наблюдаемых в миниатюрных масках.
Миниатюрные паспортные маски также используются в странах Тропической Африки – на территории бывшего королевства Конго – Республика Конго, Демократическая Республика Конго (Заир), Габон, Ангола.
Миниатюрная маска passport народа Luba (Конго) (аукцион Sotheby's)
Миниатюрная маска passport Kifwebe народа Songye (Конго) (высота 19,5 см) (аукцион Christie's)
Миниатюрная маска passport народа Mambila (Нигерия) (19 см) (музей университета Yale)
Наиболее известны паспортные маски (passport mask) не большого размера народа Lega. Здесь имеются ввиду, в первую, очередь маски Lega Lukwango. Однако миниатюрные маски изготавливали и народности Luba, Pende, Mambila (Нигерия). На одной из фотографий представлена мини версия знаменитой маски Kifwebe (высотой 19,5 см) с аукциона Christie's, известная с 1957 года.
Маски этих народности имеют схожий функционал, но встречаются они реже. Вероятно, это связано с их меньшей популярностью у коллекционеров по сравнению с полноразмерными масками. Также маска паспорт – более личная и интимная вещь, с которой владельцы расстаются реже, чем с большими масками и они продаются белым людям в меньшем количестве.
На практике встречаются миниатюрные маски из медных сплавов (бронза), из слоновой кости, из дерева, керамики
«Как и их крупные аналоги, маски паспорт представляют собой мощные амулеты, наполненные духом, с потенциалом доброй или злой силы. Но если полноразмерные маски изготавливаются для показа на публичных церемониях, то паспортные маски не показываются и обычно прячутся от посторонних глаз. Их можно хранить в алтарном комплексе или на личной святыне. Их можно носить на руке или на шее как амулет для защиты владельца во время охоты или войны. Их носят с собой во время путешествий; отсюда и термин «паспортная маска». Другим источником термина «паспорт» может быть их использование в качестве «ступенек» при инициации тайного общества Дан (Либерия / Кот-д'Ивуар). Маленькие маски расставляются как препятствия на пути, ведущем к месту встречи» - сообщается на сайте африканского художественного музея отцов SMA в Тенафли, штат Нью-Джерси, который является одним из пяти музеев по всему миру, основанных и поддерживаемых Обществом африканских миссий (SMA), международной римско-католической миссионерской организацией, которая служит народу Африки.
По материалам музея Метрополитен (Нью-Йорк) и музея Тенафли (Нью-Джерси).
Источники, указанные на сайте музея Метрополитен:
- Fischer, Eberhard and Himmelheber, Hans. The Arts of the Dan in West Africa. Zurich: Museum Rietberg, 1984
- Grootaers, Jan-Lodewijk and Bortolot, Alexander, Eds. Visions from the Forests: The Art from Liberia and Sierra Leone. Exh. Cat.
- Minneapolis Institute of Arts. Seattle and London: The University of Washington Press, 2014
- Johnson, Barbara C. Four Dan Sculptors: Continuity and Change. Exh. Cat. The Fine Arts
- Museums of San Francisco. M. H. de Young Memorial Museum. Chicago: University of Chicago Press, 1986
- Vandenhoute, Pieter-Jan, 1938–1939 unpublished field notes, as cited by Claessens, Bruno in Refined Eye, Passionate Heart:
- African Art from the Leslie Sacks Collection. Amanda M. Maples Ed. Milano, Italy: Skira