Бенинская бронза голов короля и королевы матери

Город-государство Бенин был основан народами, говорящими на языке Edo (Эдо) в 13 веке. Рассказы официальных придворных историков и описания, предоставленные очевидцами, напоминают нам о ярком культурном центре, который постоянно менялся его руководством через ротацию внутренней и внешней власти.

Согласно устным сведениям, предположительно около 1300 года вожди Эдо, сообщили лидеру соседнего народа Ифе (Ife) о том, что они основали новую благословенную и санкционированную Богом королевскую династию.

С тех пор обретение правителями Бенина титула Оба (Oba) сразу же возложило на них роль главного священника, исполняющего важные религиозные церемонии и руководящего сложной структурой дворцовых чиновников. Oba считался лицом божественного происхождения. 


Голова Oba, 19 век, музей Метрополитен (фото - общественное достояние)


Голова Oba, 18 век, музей Метрополитен (фото - общественное достояние)


Голова королевы-матери Iyoba
(фото - общественное достояние)

Во время правления Оба Эвуаре в пятнадцатом веке были сформированы армии Бенина, столица была укреплена массивной стеной. Одновременно делегации португальских торговцев стремились заключить эксклюзивные коммерческие договоры с этим лидером самого могущественного государства региона.

На пике своего развития в 1500 году власть Бенина распространилась на дельту Нигера на востоке и на прибрежную лагуну Лагоса на западе. Это было королевство, которое располагается на территории нынешней Нигерии.

Основные экспортные товары королевства - перец, ткани и слоновая кость - обменивались на большое количество импортных металлов. Получение латуни и бронзы привело к взрыву творчества придворных художников, которые превратили латунь в произведения для дворца, начиная от портретов предков, расположенных на королевских алтарях, до декоративных табличек с изображением Оба. Также изображались придворные и иностранные партнеры. С самого начала сотрудничества европейцы заказывали в Бенине изысканные артефакты из слоновой кости резчикам Эдо для пополнения королевских коллекций в Европе. 

Титул «оба», или король, передается первенцу каждого последующего короля Бенина в момент его смерти. И первая обязанность каждого нового короля во время этой передачи правления - почтить память своего отца портретом, отлитым из бронзы и помещенным на алтаре во дворце. Алтарь является важным местом дворцового ритуала и считается инструментом влияния прошлых королей на дела их потомков.

В честь королевских предков, головы из литой бронзы (латуни) указывают на особую роль головы в управлении не только телом, но и жизненным успехом человека. Благополучие всего королевства зависит от головы царя, которая сама является объектом поклонения. Размещение медных голов на алтаре предков - яркое напоминание о роли Оба в успешном руководстве королевством на протяжении всего своего правления.

Для людей попроще, головы Oba стали изготавливать из железного дерева или эбена для того, чтобы они дольше хранились.

Хотя бенинские отливки принято называть «бронзой», весьма вероятно, что все отливки были из латуни. Состав металла варьировался, но основными составляющими были медь, цинк, свинец и олово – сообщают эксперта аукциона Sotheby's. Обширный королевский дворец состоял из ряда построек, соединенных длинными колоннадами из деревянных столбов. Столбы были покрыты «бронзовыми» пластинами с изображениями сражений и царских шествий. Однако наиболее важными среди отливок были памятные головы предков правящего Оба, которым поклонялись на определенных алтарях внутри дворца.

В королевстве Бенин Iyoba, или мать Oba, занимает важное и исторически значимое место в политической иерархии Бенина. Этот титул был впервые присвоен Идии, матери короля Есиги, которая использовала свое политическое мастерство, чтобы спасти королевство своего сына от распада в конце пятнадцатого века. С тех пор королевы-матери считаются могущественными защитницами своих сыновей и, как следствие, самого королевства. Из-за огромного уважения, которым они пользуются, Iyoba (Ийоба) пользуются привилегиями, уступающими только самому Оба. Для них возводится отдельный дворец, содержится свита женщин-служанок и королевы-матери могут заказывать литые медные скульптуры для религиозного или личного использования.


Голова Oba из железного дерева (товар галереи «Афроарт»)


Голова Oba из бронзы, музей Метрополитен (США), фотография - общественное достояние. 

Голова Oba из эбенового дерева (товар галереи «Афроарт»)
Голова Oba из эбенового дерева (венге)  (товар галереи «Афроарт»)

Родовые алтари, посвященные прошлым Iyoba, как и алтари прошлых Оба, снабжены литыми латунными памятными головками. Головы королев-матерей отличаются от голов королей выступающими вперед вершинами их корон, украшенных коралловыми бусинами. Памятные главы iyobas придерживаются той же стилистической хронологии, что и главы obas. Более ранние головы были отлиты с тонкими стенками и демонстрировали плотные ошейники из бисера, которые плотно прилегали под подбородком. Более поздние версии имеют толстые стенки, демонстрируют увеличенные цилиндрические воротники, которые закрывают лицо до нижней губы, и спроектированы с круглым отверстием за вершиной короны для хранения резного бивня из слоновой кости.

На протяжении почти пятисот лет короли Бенина эффективно взаимодействовали с португальскими, голландскими и французскими торговцами. Несмотря на существование атлантической работорговли, на протяжении веков они ограничивали свое участие в ней продажей португальцам военнопленных. Историки предполагают, что это изменилось только в восемнадцатом веке, когда эскалация соперничества между региональными вождями-политиками привела к спросу на европейское огнестрельное оружие. В течение этого позднего периода нестабильность, порожденная спорами о правопреемстве трона и гражданской войной, усугублялась обменом пленников на огнестрельное оружие.

Ряд внутренних и внешних событий, которые последовали в девятнадцатом веке, повлияли на положение и уязвимость монархов Бенина. При Оба Адоло баланс сил, по-видимому, благоприятствовал более могущественным вождям, и в первые годы правления его преемника Овонрамвена ожесточенные распри и мятежные заговоры разделили их ряды. Этот сдвиг проявился в усилении внимания к церемониальным и ритуальным мероприятиям Оба и расширении основных резиденций, которые превосходили по размерам дворец. Одновременно в Бенине происходили значительные изменения: в соседнем регионе Ойо господствовал ислам; на юге народ Йоруба (Yoruba) принял христианство; отмена работорговли привела к падению монархии Itsekiri (Ицекири); а местные британские чиновники все больше стремились подорвать авторитет Оба.

Британское вторжение в столицу Королевства Бенин в 1897 году было частью кампании, проводившейся с 1892 по 1902 год по насильственному подчинению большей части внутренней территории современной Нигерии британскому правлению. После британского завоевания Бенин-Сити, действующий Оба Овонрамвен был сослан в Калабар, а солдаты разграбили дворец.

Жестокость разграбления навсегда разделила алтари Оба, посвященные каждому отдельному Оба, начиная с 1300 года до завоевания Бенина Британией, со всеми предметами, созданными в память о них. Композиции на алтарях оказались разрушенными.

Непосредственно после военных действий министр иностранных дел передал Британскому музею около 200 артефактов Бенина, а другие были проданы на международном рынке произведений искусства. Помимо торговцев и частных коллекционеров, основной клиентурой в то время были недавно созданные на Западе этнографические музеи.

После смерти Овонрамвена в 1913 году его сын Эвека II был восстановлен в статусе Оба под британским протекторатом, и его приоритетом было возобновление художественного покровительства в Бенин-Сити. После распространения работ Бенина в девятнадцатом веке осознание их необычайной эстетической силы, красоты и сложности глубоко повлияло на черных общественных интеллектуалов. Среди них в США были Уэб Дюбуа, Ален Локк и художники эпохи Гарлемского Возрождения. В то же время их отнесение к этнографическим музеям в колониальную эпоху продолжает отражать наследие их насильственного удаления и отделения от сопоставимых культурных достижений западными творцами.

В 1950 году некоторые работы Бенина были переданы через продажу, обмен и дарение из Британского музея в то, что сегодня является Национальной комиссией Нигерии по музеям и памятникам, для демонстрации в Бенин-Сити и Лагосе. В 1960 году, когда была создана национальная Федерация Нигерии, Бенин-Сити стал столицей штата Эдо.

Образцы этой традиции, хранящиеся сегодня в Метрополитен-музее, были подарены этому учреждению в 1969 и 1991 годах людьми, которые приобрели их на международном рынке искусства, чтобы сразу сделать их доступными для публики и отметить свой вклад.

В 2016 году Оба Эвуаре II принял титул нынешнего оба Бенина. Он отметил, что, хотя такие работы «стали посланниками нашей культуры всему миру», приоритетным является строительство нового музея, посвященного этому наследию, в Бенин-Сити.


Оба Бенина Эвуаре II


Оба Бенина Эвуаре II


Современный дворец короля Бенина Оба
Келечукву Аджоку, CC BY-SA 4.0 , via Wikimedia Commons

В ноябре 2021 года стало известно, что Музей Метрополитен (США, Нью-Йорк) вернул Нигерии три бенинских объекта из своего собрания. Ими стали две бронзовые пластины и «голова из Ифе» из терракоты.

Источники:

https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2007/african-oceanic-and-pre-columbian-art-n08320/lot.121.html
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/316477
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/316474