История догонов в XVIII — первой половине ХХ в.
- Просмотров: 1784
Догонам, проживающим на юге Республики Мали на плато Бандиагара и в пограничных районах Буркина-Фасо, на протяжении всей своей истории не удалось создать собственное государство. В политическом отношении они всегда подчинялись той или иной державе. В истории догонов можно выделить семь периодов, связанных с вхождением в состав разных государств (см. табл.).
Статья посвящена тем периодам истории догонов, которые стали наиболее сложными для них и во время которых их культура испытала наибольшее влияние других культур.
В XVIII в. догоны подчинились правителям народа бамбара. Бамбара основали свое государство после падения империи Сонгай - государство Сегу. Оно было основано в 1712 г. Мамари Кулибали. Он правил до 1757 г. и за этот период значительно расширил свое государство, в том числе подчинив себе догонов. Сегу было сильно милитаризировано, бамбара приходилось постоянно сопротивляться исламизации. Основой их армии были тоны - объединения крестьян-воинов и охотников воинов. Мамари получил прозвище Битон, что на языке бамбара значит «начальник тона». Он формировал свою армию из освобожденных рабов и пленников. Народ сомоно построил для него флотилию, которая сыграла значительную роль в расширении империи бамбара.
Правители бамбара мало интересовались малопригодной для жизни территорией плато Бандиагара, им было достаточно уплаты дани в небольшом размере и признания их власти. Бамбара могли обеспечить защиту от набегов моси, а это было весьма ценно для догонов.
В конце XVIII в. Сегу вновь расширило границы за счет присоединения другого государства бамбара - Каарта и королевства фульбе Масина. Но могущество Сегу длилось недолго. После смерти Мамари Кулибали началась борьба за власть между его потомками. Один наследник свергал другого, частые междоусобицы сильно ослабили государство. В начале XIX в. оно распалось на мелкие государства. Догоны оказались предоставлены сами себе. Но это длилось недолго.
После распада Сегу началось возвышение королевства фульбе Масина, ранее входившего в состав Сегу и расположенного восточнее. Это произошло благодаря правителю Амаду Хамади Бари. Он был одним из немногих мусульман среди фульбе. В 1810 г. Амаду Хамади Бари объявил себя поборником Аллаха, шейхом Амаду. Он начал насаждать ислам среди фульбе, большая часть которых придерживалась традиционных верований, и расширять свое государство. Среди захваченных им городов были Дженне и Томбукту.
Он разрушил старую столицу Масину и в 1819 г. основал на левом берегу реки Бани новую столицу Хамдалайе, что в переводе с арабского значит «Слава Аллаху!». Между 1810 и 1825 гг. фульбе подчинили себе догонов. Догоны оказали сопротивление, но оно было быстро подавлено. Причина сопротивления состояла в том, что фульбе попытались подвергнуть догонов исламизации. Традиционные верования всегда занимали значительное место в жизни догонов, и они активно противостояли завоевателям. Лишь некоторые приняли ислам.
Королевство Масина представляло собой сильное теократическое военно-феодальное государство. Во главе находился шейх Амаду, а управлять ему помогал совет из 40 военно-религиозных вождей. Само государство делилось на провинции, в каждой из которых располагался военный гарнизон. Шейх имел десятитысячную армию, которая находилась в Хамдалайе. Правители Масина активно занимались строительством коранических школ и мечетей, но в основном в столице.
С 1860 г. на королевство Масина и в частности на догонов начали нападать тукулеры. Государство тукулеров Текрур располагалось на востоке нынешнего Сенегала и в период могущества империи Мали входило в ее состав. В середине XIX в. начался расцвет Текрура. Это произошло благодаря Эль Хадж Омару, который решил создать великую империю и восстановить политическое единство Западного Судана.
Эль Хадж Омар был богатым знатным мусульманином. Он совершил паломничество в Мекку, где на него возложили почетную миссию - основать в Западном Судане мусульманское братство Тиджанийя. Стоит отметить, что фульбе тоже входили в мусульманское братство - Кадирийя, но оно было менее демократичным, чем Тиджанийя. Эль Хадж Омар собрал армию из 30 тысяч тукулеров, вооружил ее огнестрельным оружием, купленным у англичан в Сьерра-Леоне, и в 1852 г. начал войну против анимистов королевств Бамбук и Каарта, при этом сдерживая наступление французов, начавших колонизацию Африки.
В 1858 г. Эль Хадж Омар направился на восток, чтобы захватить королевства Сегу, Масина и город Томбукту. В 1861 г. Ему удалось изгнать короля бамбара из Сегу, где он поставил править своего сына Ахмаду. После этого он отправился в поход против Масина и в 1862 г. одержал победу. Он разрушил столицу фульбе Хамдалайе, а на ее месте построил крепость. В том же году догоны оказались под властью тукулеров.
Как и фульбе, тукулерам догоны оказывали активное сопротивление, не желая принимать ислам. Тукулеры создавали укрепленные поселения, заставляли местных жителей служить в армии. Этой участи не удалось избежать и догонам. Тукулеры служили в кавалерии, местные жители - в пехоте.
В 1863 г. Эль Хадж Омар исчез при таинственных обстоятельствах в районе плато Бандиагара. Возможно, он был убит догонами. Государство было разделено между сыновьями и братьями Эль Хадж Омара. Фульбе и бамбара сумели освободиться из-под власти тукулеров, догоны - нет.
Верховным правителем всех территорий, подвластных тукулерам, номинально считался сын Эль Хадж Омара Ахмаду. Он пытался укрепить государство и сохранить его целостность. Французы обещали ему не покушаться на его владения в 1880 г., и он отказался от антиколониального союза с имамом Самори. Но колонизаторы нарушили свое обещание. В 1893 г. Ахмаду вынужден был отступить в Масину и бежать за пределы Западного Судана.
Догоны в 1893 г. подверглись нападению французов. Они оказали яростное сопротивление колонизаторам, но в том же году плато Бандиагара было оккупировано французами. Борьбой догонов руководили их жрецы - огоны. Лишь в 1921 г. французы смогли окончательно подчинить догонов. Плато Бандиагара стало частью французской колонии в Западной Африке. Название и статус колонии неоднократно менялись.
В 1890 г., когда Франция захватила территории по верхнему течению реки Сенегал, они были выделены в особую территориальную единицу - Верхний Сенегал с центром в Кае. Через два года она получила статус колонии под названием Судан и была включена в 1895 г. в состав федерации колоний - Французскую Западную Африку, в которую входили уже Сенегал, Гвинея, Кот-д’Ивуар, Дагомея, Томбукту, Вольта, Зиндер. В 1902 г. она получила название Сенегамбия-Нигер, а в 1904 г. - Верхний Сенегал-Нигер.
В 1953 г. колония была названа Французский Судан. Коренные жители колониальных территорий были лишены гражданских и политических прав. Администрация Французского Судана была подчинена генерал-губернатору федерации колоний, резиденция которого находилась в Дакаре. Административный центр колонии в 1908 г. был перенесен из Кае в Бамако. Колонией управлял губернатор, которого назначало правительство Франции.
В районах и округах были администраторы. В кантонах и деревнях управляли кантонские и деревенские вожди, которых назначала колониальная администрация. Ими были люди, не связанные с традиционной верхушкой: французы боялись влияния местной традиционной знати, так как она часто возглавляла антиколониальную борьбу.
В 1919 г. колонизаторы решили изменить свой метод управления и попробовать привлечь представителей традиционной знати на свою сторону с помощью привилегий. Так, в качестве совещательных органов при администрации округов были узаконены «советы нотаблей», т.е. старейшин деревни. При назначении деревенского или кантонального вождя было необходимо их одобрение. Догоны не были исключением. Этот принцип управления применялся и к ним.
Основной формой эксплуатации коренных жителей были налоги и принудительный труд, которые способствовали их обнищанию. Местное население формировало «батальоны сенегальских стрелков». Они участвовали в Первой мировой войне. К 1918 г. было создано 95 таких батальонов, включавших около 100 тысяч человек. Сведений о том, что догоны входили в состав этих батальонов, нет, причиной чему было то, что они еще не были до конца подчинены французам.
В области культуры французская колониальная администрация проводила политику распространения европейских культурных ценностей. Основными ее проявлениями были пропаганда христианства и развитие просвещения. В 1920-е годы французы начали проповедовать католицизм среди догонов.
В 1931 г. Христианско-миссионерский альянс организовал деятельность по распространению протестантизма (Евангелическая христианская церковь) среди догонов. Их усилиями в 1937 г. Была открыта первая христианская церковь в селении Санга. Те догоны, которые приняли христианство, переселились в Сангу. И католические, и протестантские миссионеры основывали школы, где обучали догонов основам христианства. Сейчас католическая церковь является частью епархии Мопти (Мопти - город и одноименная область Мали), а протестантская - частью Евангелической христианской церкви Мали.
Христианские миссионеры не приветствовали сохранения традиционных верований, что способствовало меньшей популярности христианства среди догонов. Лишь некоторые приняли христианство. Здесь также сыграла роль труднодоступность их места проживания. В настоящее время лишь 7 % догонов исповедуют христианство. В общей массе христиан около 50 % составляют католики и примерно столько же - протестанты.
В некоторой степени колониальные власти содействовали процессу распространения ислама среди догонов, хотя как таковая исламизация их началась еще в начале XIX в., когда они входили в состав государства фульбе Масина. Между исламским духовенством, населявшим территорию современного Мали, и колониальной администрацией сложились отношения взаимовыгодного сотрудничества. В обмен на помощь в поддержании порядка и проведении нужной французам политики на завоеванных территориях мусульмане поощрялись в распространении ислама. Часть догонов приняла ислам, но при этом по-прежнему сохраняла традиционные верования.
Французы пытались не только менять, но и изучать культуру догонов. Начиная с 1931 г. и по 1952 г. группа французских ученых во главе с Марселем Гриолем находилась в Транссуданской этнографической экспедиции и изучала быт и мировоззрение догонов. Исследования были прерваны Второй мировой войной, но по ее окончании продолжились. Результатом трудов М. Гриоля стали работы «Бледный лис», «Беседы с Оготеммели», «Маски догонов» и другие. Когда в 1956 г. М. Гриоль умер, догоны, узнав об этом, воздали ему наивысшую почесть - посвятили памяти ученого самую главную церемонию похоронного обряда - снятие траура. Догоны прониклись уважением к великому этнографу.
Дальнейшие изменения в жизни догонов произошли в 1945 г., когда Судану был дан статус заморской территории Франции. Местное население получило право создавать политические и общественные организации и посылать своих депутатов в выборные органы Судана, Франции и Французского Союза. Догоны воспользовались положением и создали так называемую административную партию - Союз догонов. Они выступали за расширение автономии, улучшение материального положения и сохранения института деревенских вождей. Но догоны не принимали активного участия в национально-освободительном движении, под напором которого в 1950-е годы Франция начала проводить постепенную деколонизацию Судана.
Так, в 1957 г. территории федерации колоний получили частичную автономию. В 1958 г. Судан получил статус автономной республики. Сразу после этого одним из первых его актов стала замена института деревенских и кантональных вождей выборными деревенскими советами. В 1959 г. автономные республики Судан и Сенегал объединились в Федерацию Мали, а 20 июня 1960 г. была провозглашена ее независимость. Через месяц она распалась из-за разногласий между лидерами Сенегала и Мали по вопросам постколониального развития.
22 сентября 1960 г. была провозглашена независимая Республика Мали, в составе которой догоны находятся до сих пор.
Литература:
• А. Лондр об эксплуатации труда африканцев во Французской Западной Африке // История Африки в документах, 1870–2000. М.: Наука, 2007. Т. 2. 1919–1960. С. 115–118.
• Витухина Г.О., Онучко В.Г. Республика Мали. М.: Восточная литература, 2005.
• Ислам в Западной Африке. М.: Наука, 1988.
• Закон № 57-27 от 10 января 1957 года о создании «Общей организации районов Сахары» // Африка южнее Сахары. Вопросы экономики и истории. М.: Восточная литература, 1958. С. 264–269.
• Клоков В.Т. Языковая политика во франкоязычных странах Африки. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992.
• Онучко В.Г. Малийские этюды. М.: Наука, 1986.
• Шаревская Б.И. Мифы догонов // Фольклор и литература народов Африки. М.: Наука, 1970. С. 192–211.
• Шаревская Б.И. Проблемы духовной культуры народов Африки южнее Сахары и концепция Марселя Гриоля // Вестник истории мировой культуры. 1961. № 4. С. 3–25.
• Apter A. Griaule’s Legacy: Rethinking «la parole claire» in Dogon Studies // Cahiers d'Études africaines. 2005. XLV (1). No. 177. Р. 95–129.
• Ciarcia G. De la memoire ethnographique: l’exotisme du pays dogon. P.: Ed. De l’Ecole des hautes etudes en sciences sociales, 2003.
• Griaule M. Jeux dogons. P.: Institute d’ ethnologie, 1938.
• Hochstetler J. Lee, Durieux J.A. and Durieux-Boon E.I.K. Sociolinguistic Survey of the Dogon language area // SIL Electronic Survey Reports.
• 2004.
• Palau Marti M. Les Dogons. P.: Presses universitaires de France, 1957.
Автор статьи: А. С. Шарова (ЯрГУ им. Демидова)
Источник: музей Кунсткамера, Санкт-Петербург