Тшибумба Канда-Матулу - летописец Республики Заир

  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 81
  • 0

Африканская живопись - это не рисунки зебр, жирафов, натюрмортов и африканских красоток, которые тоннами производятся для белых людей. Африканская картина пишется на "злобу дня", она отражает актуальные сегодня события и показывает отношения людей к этим событиям. Африканская картина напоминает газетную карикатуру и дружеский шарж. 

Одним из заметных африканских художников, которые рисовал не для белых туристов, а для "своих", был Тшибумба Канда-Матулу (ТКМ). Он родился в 1947 в Elisabethville (Бельгийское Конго) и вероятно умер в 1981 в Заире (современная Демократическая Республика Конго ). ТКМ работал в стиле, называемом «африканское популярное искусство» или «жанровая живопись», и известен своими многочисленными картинами, изображающими важные моменты конголезской истории, как они сохранились в народной памяти. TKM исчез в 1981-1982 году и, как полагают, погиб в ходе беспорядков. 

Президент и диктатор Заира - Мобуту Сесе Секо
Президент и диктатор Заира - Мобуту Сесе Секо и его костюм абакост

Люди, которых он знал, думали, что он вернулся в свою деревню, другие предполагали, что он, возможно, переехал в соседнюю Замбию. Учитывая политический характер его искусства, могло ли его исчезновение быть политически мотивированным? Его друзья говорили, что «Тшибумбу найти было легко - он всегда работал из дома. Но внезапно он исчез. его В смутные времена (при диктаторе Мобуту Сесе Секо) люди часто мигрировали в поисках мирной жизни. Мы не знаем, жив он или мертв».

TKM работал в период культурной аутентичности (заиризации) в 1970-х годах, он был одним из лидеров «африканской жанровой живописи », которая возникла в Бельгийском Конго в конце 1950-х годов и объединила как европейские, так и конголезские стили и техники.

Кампания аутентичности (заиризация) ставила целью избавить страну от пережитков колониализма и влияния западной культуры и создать более централизованную и уникальную национальную идентичность. Эта стратегия включала в себя многочисленные изменения в государстве и частной жизни, включая переименование Конго в Заир и его городов, а также, в конечном итоге, постановление заирцев отказаться от своих христианских имен в пользу более «аутентичных». Кроме того, одежда в западном стиле была запрещена и заменена туникой в ​​стиле Мао Цзе Дуна с надписью «абакост» и ее женским эквивалентом. Политика аутентичности начала ослабевать в конце 1970-х годов и в основном была оставлена ​​к 1990 году.

Абакост (от фр. à bas le costume - «долой костюм») — одежда, которую рекомендовано было носить (вместо попавшего под запрет европейского костюма) коренным жителям Заира мужского пола в период проводимой президентом Мобуту Сесе Секо кампании «заиризации» в 1972—1990 годах. Абакост, с точки зрения Мобуту и его сторонников, рассматривался как символ преодоления колониального прошлого (как и такие мероприятия, как снос памятников эпохи колониализма, смена «колониальных», то есть христианских, имён на традиционные африканские, внедрение традиционных обычаев и кухни). Считается, что дизайн абакоста разработал сам Мобуту.

Самые известные картины TKM - это серия из 101 работ, заказанная немецким антропологом Йоханнесом Фабианом, чтобы проиллюстрировать конголезскую историю в том виде, в каком она появилась в коллективной памяти народа. Картины были написаны между 1974 и 1976 годами и составляет основу работы TKM. Результат - «Вспоминая настоящее: картины и популярная история в Заире», был опубликован только в 1996 году. ТКМ рассматривал цель книги как представление истории своей страны ребенку, родившемуся в стране. Напротив, Фабиан представляет его как антропологический труд для западных исследований.

Среди сцен, изображенных TKM, были резня в Элизабетвиле 1941 года, речь Патриса Лумумбы о независимости от 30 июня 1960 года, введение культуры обязательного земледелия и суд над религиозным лидером Симоном Кимбангу бельгийскими колониальными властями в 1921 году во время вторжений в Шаба, во время которых провинция Шаба (родина TKM), стала свидетелем широко распространенной политической нестабильности.

Работа имеет историческое значение, поскольку в нее включены интервью между Фабианом и TKM. В этих интервью TKM тонко критикует правительство Мобуту Сесе Секо, делая такие заявления, как «То, что имеет в виду Мобуту, - правда - или же это ложь. Но это то, что я держу при себе. Верно то, что он начал с идеями, которые были правильными. Итак, он сказал, и мы все согласились; ни одна вещь не оспаривалась».

Работа также подчеркивает восхищение TKM Патрисом Лумумбой, особенно в использовании преднамеренных образов Христа на картинах Лумумбы, в частности, отражающих раны Иисуса после распятия. Параллель настолько очевидна, что Фабиан называет раздел «Страсти Патриса Лумумбы» ссылкой на «Страсти Христовы».

Сегодня 102 картины ТКХ находятся в этнографическом музее в Амстердаме.

 

Источники: Википедия, аукционный дом Bonhams