Рисунки с символами животных, насекомых и рыб в Африке
- Просмотров: 22090
Баран: мужественность и гром
Баран: мужественность и гром. Символы Африки
Для животного мира Африки бараны не характерны, встретить их можно лишь в высокогорьях Кении. В сознании марокканских берберов и у народов, живущих на юго-западе Египта, которые до сих пор говорят на древнем языке берберов, бараны традиционно связаны с солнцем. Народ суахили отмечает Новый год 21 марта — в день, когда солнце входит в астрологический знак Овна (барана). Этот день называется Наируци, что очень напоминает название персидского праздника Навруз, которое можно перевести как «Новый свет». Народ суахили почитал барана как бога солнца. В Намибии у готтентотов есть легенда о солнечном баране, которого называли Соре-Гус. Другие племена, например, говорящие на языке акан народы Западной Африки, связывают баранов с мужественностью и громом. У них баран олицетворяет мужскую сексуальную силу, а также, в некоторой степени, служит символом воинственности.
На рисунке изображена маска барана из Камеруна.
Бегемот: мать-богиня
На юге Мозамбика, как и в Древнем Египте, бегемота часто почитали как богиню-мать в облике бегемота. Многие племена считали бегемотов повелителями всего зеленого подводного царства, где цветут удивительные пестрые цветы.
Считалось, что богиня-бегемотиха покровительствует беременным женщинам и маленьким детям. Множество легенд повествует о том, как эти богини в своих подводных царствах заботились о младенцах, которых спасали сами или которых люди вверяли их попечению. А вот легенды племен Мали, наоборот, рассказывают о бегемотах-чудовищах, которые наводили ужас на людей и пожирали запасы риса. В результате чудовище-бегемот было побеждено благодаря хитрости одной женщины.
Бык: сила и выносливость
Изображенная на рисунке маска быка принадлежит народности дан, населявшей Восточную Либерию и запад Берега Слоновой Кости. Быки в Африке рассматривались в первую очередь как чрезвычайно сильные животные. Это мощное и выносливое животное очень немногим удавалось убить на охоте, что внушало большое уважение. Если кто-либо из мужчин обладал качествами, присущими быку, его часто изображали в виде этого животного.
Эта маска должна была способствовать заклинанию силами быка — это было частым ритуалом многих африканских племен. Часто быков связывали с силой ведьм, поэтому их духи вызывались для того, чтобы изгонять из общества злобу.
Водяная улитка: создатель реки
Водяная улитка: создатель реки
Золотая гиря в форме водяной улитки принадлежит народу, говорящему на языке акан. Согласно легенде этого народа, улитка Апупу Йаа создала реку, однако ей самой запрещено пользоваться рекой. По народному преданию, улитки считались грязными созданиями. В этой роли они фигурировали во многих пословицах.
Вол: символ женской сущности, обеспечивающей продолжение жизни
Изображенная на рисунке чаша в форме коровьей головы служила для хранения орехов кола. В Бенине коровы играли весьма значительную роль как жертвенное животное. Бык в Африке пользовался особенным почитанием. На территории Сахел многие племена жизненно зависят от этих животных: здесь вол является обычным средством платежа, часто служит выкупом за невесту.
В мифах кочевых африканских народов крупный рогатый скот (волы, коровы, быки) всегда был в особых отношениях с людьми. Так, коровы имели тесную связь с женщинами, воплощая собою образ кормилицы, продолжательницы жизни на земле. А древние египтяне даже ночное небо считали большой коровой — богиней Нут.
Быкам же, наоборот, приписывалась роль стражей, охраняющих покой живущих; быки обычно ассоциировались с молодыми мужчинами, воплощали мужскую сущность, одним из проявлений которой неизменно являлась воинственность.
Гиена: помощница колдунов
Африканцы считали гиен помощницами колдунов и ведьм. В некоторых племенах считалось, что ведьмы ездят на гиенах, в других — что колдуны принимают вид гиен для того, чтобы пожирать своих жертв, затем они вновь превращаются в обычных с виду людей. В Судане есть предания о злых колдунах, которые посылали хищных гиен убивать своих врагов. В Восточной Африке считалось, что в сверкающих в темноте глазах этих хищников светятся души людей, которые были съедены гиенами. Вместе с тем считалось, что умершие предки могли использовать гиен для того, чтобы верхом на них отправляться из мира умерших в мир живущих, чтобы навестить своих здравствующих родственников.
На рисунке представлена маска гиены союза Нтомо из Мали.
Дикобраз: оборонная мощь
Дикобраз невелик, но внешне всегда готов к обороне. Африканские сказания часто повествуют о том, что свои колючки он может использовать в качестве опасных для человека огненных стрел, поэтому африканцы крайне редко решались охотиться на этого зверя. В мире символики его часто связывают с военными событиями и с воинами. У народов, говорящих на языке акан, существует много пословиц относительно этого.
Например: «Воины-ашанти, как щетинки дикобраза, вырастают тысячами, если тысячи погибают». Или: «Кто не побоится изловить дикобраза, который защищен таким количеством колючек».
Так как это животное недостаточно воинственно и свои колючки использует только для защиты, оно символизирует оборонную мощь.
Заяц: ум
Эта маска зайца принадлежит догонам, народности, проживающей в Мали. Заяц, популярный персонаж африканских легенд и сказок, очень любим в Африке; он олицетворяет собою слабое существо, которое, благодаря своему уму, способно побеждать многих сильных мира сего. Типичный тому пример — африканская сказка о том, как однажды заяц положил конец тирании льва: хитростью заяц добился того, что лев, увидев свое отражение в колодце, принял его за соперника, прыгнул в колодец и утонул.
Во многих сказках заяц представляет собою глупца, который насмехается над большими зверями и в любой ситуации выходит сухим из воды. Зайцу мешают только два недостатка: нетерпение и легкомыслие.
Змея: наставник и врачеватель
Змея: наставник и врачеватель
На рисунке приведено изображение змеи из той области, где живет народ, говорящий на языке акан (в основном, это народ государства Гана). Змеи пользуются в Африке особым почитанием. Они считаются посланцами предков или даже духами. Так, например, царь зулу может появиться после своей смерти в облике огромной мамбы. Случается, что во время ритуала змея овладевает одним из участников. В таком состоянии у змеи просят послать дождь или предсказать что-либо. Змеи олицетворяют духов воды, как, например" дождевые змеи Йао и Ленге в Мозамбике. Хокве верят, что беременные женщины в животе носят змею, некий дух предков, который выращивает эмбрион и подготавливает его к жизни.
Часто змеи почитаются как учителя и лекари, они принимают участие в торжественных церемониях посвящения начинающих врачевателей, лекарей и знахарей. Практически по всей Африке им преподносятся жертвенные дары.
Курица, петух: забота
Эта позолоченная насадка на зонтик сделана мастерами народа ашанти. На ней изображена курица с цыплятами; сам зонтик для защиты от солнца принадлежал влиятельному лицу народа ашанти. Такой зонтик мог иметь до четырех метров в диаметре. Это символически должно было напоминать владельцу зонтика о том, что он должен быть добрым правителем, должен заботиться о своем народе и противостоять врагам.
Другая аллегория заключается в пословице, что курица может иногда наступать на своих цыплят, но при этом никогда не приносит им этим вреда. Курица в данном случае служит аллегорией бесхитростности и заботы.
В королевстве Бенин имеется отлитая из бронзы фигурка петуха, служившего когда-то символом матери-королевы.
Леопард: смелость
Леопард: смелость
На рисунке представлена скульптура леопарда из Бенина, бывшая некогда собственностью обы (царя). Коралловая цепочка, опоясывающая тело зверя, указывает на мистическое родство с властителем, который обычно именовался «леопардом города». Скульптура выполнена из слоновой кости — это подчеркивает, что истинный властитель должен сочетать в себе качества слона и леопарда. Одна из легенд народности эдо рассказывает, что однажды слон и леопард поспорили о том, кто же из них является истинным повелителем джунглей.
У африканских народов маска леопарда могла принадлежать лишь царю, как символ авторитета. Многие властители содержали этих хищных кошек в своих дворцах.
Многие африканские народы наделяют леопардов особенной магической силой. Цари Заира и народов Южной Африки также любят изображать на собственных эмблемах леопарда. Подобного уважения среди африканских народов леопарды добились благодаря своим удивительным прыжкам, во время которых почти никогда не промахиваются, — это делает их символом отваги и расчетливости. Многие легенды также повествуют о волшебных превращениях, во время которых некоторые люди принимали облик леопардов.
Лев: волшебная сила и верность
Многие африканские народы считали, что бог, являясь людям, обычно принимает обличье льва. Львы, пожирающие людей, представлялись африканцам царями из древних времен, которые приходили из царства мертвых, чтобы защитить свой народ. Львам приписывалась настолько большая духовная сила, что африканцы считали, будто одно присутствие льва способно исцелить человека от тяжких болезней. Считалось также, что львы обладают особым колдовством, при помощи которого могут лишать жизни, — африканцы верили, что без особой воли на то богов ни одно живое существо не может умереть.
Многие африканские властители считали, что их род ведет происхождение от львов. Есть множество преданий о связи людей и львов, в результате чего на свет появлялись метисы льва и человека. Эти полульвы обычно обладали сверхъестественными способностями и могли являться как в образе львов, так и людей. Для своих партнеров-людей подобные существа чаще опасны, так как охотничий инстинкт львов всегда сильнее человеческой любви; тем не менее некоторые сказания рассказывают о верности любящих львов.
Во многих африканских племенах существуют сказания о том, как мужчины соблазнялись женщинами-львицами, а женщины — мужчинами-львами. Считалось, что один волосок из брови льва придавал женщине власть над мужчинами.
Лягушка: воскрешение мертвых
В древних африканских мифах лягушкам часто воздают почести, как божествам; обычно они были тесно связаны с воскрешением из мертвых. Многие африканские племена приписывали лягушкам особую мистическую силу, так как эти рептилии способны были в период засухи месяцами прятаться глубоко в земле, дожидаясь дождей. Найдены даже такие лягушки и жабы, которые жили, спрятавшись в камнях, оставаться живыми несколько. В связи с этим лягушкам также приписывалась способность вызывать дождь. Так как эти рептилии способны входить в подземный мир и выходить из него невредимыми, им приписывалась также связь с богом мертвых.
Летучая мышь: души умерших
Летучая мышь: души умерших
Среди народов Южной Африки бытует поверье о том, что души умерших людей в виде летучих мышей навещают своих ныне живущих родственников. Действительно, в Южной Африке летучие мыши любят обитать на кладбищах, что подтверждает в глазах африканцев их связь с миром умерших. Считается, что эти маленькие духи могут как причинять вред людям, так и помогать им – например, в поиске закопанных сокровищ, – если люди будут кормить летучих мышей кровью.
Гигантские летучие мыши, которых можно встретить Гане, считались помощниками колдунов и африканских гномов – ммоатиа. Эти большие и довольно страшные на вид животные – вегетарианцы, их рацион составляют только фрукты, однако африканцы считали, что эти летучие мыши похищают людей и переносят туда, где люди подпадают под влияние злых духов. Этот подвид летучих и внешне схож со злобными гномами: лапы этих летучих мышей вытянуты назад, они имеют красные волосы, и притом у них есть бороды.
Насекомые: хитрость, усердие и искренность
В Гане существует много легенд, в которых повествуется о пауке Ананси. Этот паук отличался особой хитростью, усердием и искренностью. В некоторых районах Центральной Африки пауков связывали с божеством Туле. Это божество когда-то забралось на землю по паутинке, чтобы рассеять по всей земле семена растений. С помощью магического барабана Туле эти растения дали всходы. Согласно преданиям, Туле мог являться и в человеческом обличье.
Мух африканцы обычно считали грязными существами — из-за того, что они часто сидят на нечистотах. Считалось, что мухи выполняют роль шпионов: благодаря тому, что они легко могут проникать даже в закрытые помещения, они всегда могут незаметно для людей подслушивать и наблюдать за ними.
В некоторых племенах также считалось, что души умерших людей возвращаются на землю в виде бабочек.
Обезьяна: защитник живущих
По общему мнению, обезьяны охраняли человеческие поселения от духов умерших людей, не позволяя им проникать туда. Статуя на рисунке принадлежит бауле — народу, населявшему Берег Слоновой Кости. Эта статуя изображает бога-обезьяну Гбекре, брата духа буйволов Гули. Оба они являлись сыновьями небесного бога Нйа-ме. Гбекре должен был наблюдать за действиями злых потусторонних сил. Кроме этого, его почитали еще и как бога земледелия, в связи с чем к его статуям часто приносили жертвенные подношения.
Среди всех прочих обезьян особое значение имели шимпанзе. Из-за своей внешней схожести с людьми эти обезьяны часто рассматривались африканцами как смесь человека и обезьяны. Во многих мифах обезьяны считались произошедшими от человека. Кроме того, шимпанзе считались защитниками людей, а потому убийство этих обезьян считалось недопустимым.
Гориллы же, наоборот, рассматривались как самостоятельная человеческая раса, которая живет глубоко в джунглях и, согласно мифологии эфиопов, произошла также от Адама и Евы. Величина и сила этих обезьян вызывала уважение у африканцев. В мифах и эпических преданиях африканцев часто говорится о некоем соглашении, существующем между людьми и: гориллами.
Орел: посредник между мирами
Метровая скульптура птицы была найдена вместе с другими похожими на нее статуями во время раскопок, проводимых на местах древних поселений в большом Зимбабве. Подобные статуи устанавливались рядом с домами, в которых находились беременные жены царя. Орел в представлении африканцев был посланником, способным принести живущим вести от их умерших предков. Благодаря налаженной связи со своими усопшими предками царь мог гарантировать всему своему народу благосостояние и защиту от всевозможных неприятностей. Осуществление связи с предками, находящимися в царстве мертвых, являлось важнейшей духовной задачей африканского владыки. Люди верили, что их усопшие предки могут общаться с богом, а потому полет орла в небе всегда производил сильное впечатление на африканцев.
Каменные статуи исполняли роль посредников, помогавших осуществлять связь между людьми, их усопшими предками и богами. Эти статуи традиционно содержат характерные черты и человека, и орла. У птицы, которую изображает представленная на рисунке статуя, вместо клюва губы, а наряду с крыльями у нее пятипалые Руки. Сидящая поза статуи символизирует влиятельный статус, это может быть ритуальная сестра царя, так называемая «двоюродная бабушка».
Другие семь найденных статуй изображают стоящего орла: человеческими чертами, они символизируют духов предков-мужчин.
Птицы: носители души
Птицы: носители души
На рисунке изображена птица-душа. У всех африканских народов душа считается бессмертной и рассматривается как самостоятельная субстанция. Злые колдуны, которые из-за своих деяний имеют большое количество врагов, прячут обычно субстанции своих душ во множество коробочек, вложенных друг в друга, а затем помещают в тела зверей, преимущественно птиц. Если птица умирает, то и жизнь колдуна заканчивается. В африканской культуре птицы были соединены с душами. Считалось, что душа человека, которого погубили с помощью черной магии, может кружить в обличье поющей птицы. В Зимбабве ласточки считались родственными солнечным птицам. Люди восхищались их быстротой и ловкостью, ласточки могли пересекать темное пространство быстро, как луч света. Согласно легенде, первый день на земле наступил, когда были пойманы солнечные птицы.
Голуби в Восточной Африке считаются символом взаимной любви, так как голубиная пара верна друг другу всю жизнь. У народа йоруба в Нигерии голуби — ритуальные птицы, олицетворяющие честь и богатство.
Совы — это птицы, подчиняющиеся ведьмам. Ведьмы или сотрудничают с животными, или могут принимать их облик. В совах видят предвестников или предсказателей чего-либо. Во многих местах их крик расценивается как злое предзнаменование.
Сокол в Заире считается приносящим свет. После того как он освободился из подземного мира, где был заточен, сокол взвился высоко в небо и заставил подняться солнце.
Мудрость коршуна, который может из смерти возродить жизнь, почитаема многими племенами. Часто эту птицу считают птицей души, а народы Восточной Африки верят, что коршуны носят в себе души съеденных ими тел. Поэтому считается, что эти птицы относят богам совершаемые в честь них приношения. Без коршунов-посредников это невозможно было бы сделать.
Рыба: богатство и изобилие
Африканские рыбаки связывали свои представления о богатстве и изобилии с рыбой, от наличия которой зависела их жизнь. Для них рыба служила символом богатства и власти, господства. На рисунке приведено стилизованное изображение сома народностью ашанти. В народных преданиях сом считался подчиненным крокодила.
Образ этой рыбы используется во многих африканских пословицах. Следует отметить, что в африканских преданиях рыбы не безмолвны — напротив, они обладают завораживающим голосом, попадая под влияние которого люди могут оказаться в их власти. Такие рыбы считались олицетворением водных духов.
Слон: величина и сила
Слон: величина и сила
В сохранившихся до наших дней африканских легендах и мифах слон служит олицетворением мудрого вождя, который заботится о людях и зверях. Считалось, что' слоны обладают благородным и сердобольным характером. Многие кланы считали, что их происхождение идет от слонов, и почитали слона как тотемное животное. В других племенах существует поверье о том, что слоны когда-то были людьми, но посредством коварного колдовства или по воле богов превратились в животных. Кроме того, эти величественные и благородные животные, которые могут быть побеждены людьми лишь с помощью оружия или магии, всегда вызывали у африканцев симпатию и уважение.
Племя ашанти из Ганы видит в слонах древних вождей своего народа. Если люди из этого племени находят в лесу мертвого слона, они обязательно устраивают ему погребальную церемонию, подобную тем, что совершают в честь усопших вождей. Во многих поговорках ашанти упоминаются слоны: «Тот, кто идет по тропе слона, никогда не будет мокрым от росы». Это означает, что тот, кто пойдет вслед за величественными и сильными людьми, всегда избежит неприятностей.
Скорпион: власть и коварство
На рисунке изображено золотое кольцо царя племени ашанти. Африканцы относятся к скорпиону с уважением, так как некоторые разновидности его могут убить человека ядом. Скорпион олицетворяет власть и коварство.
Изречение ашанти гласит: «Скорпион Кофи кусает не зубами, а хвостом». Это означает, что враг будет избегать открытого боя, но попытается нанести вред своей жертве неожиданно, исподтишка. Являясь знаком царя, скорпион символизирует его опасения по отношению к врагам.
Черепаха: ум и благообразие
Черепаха: ум и благообразие. Символы Африки
Из-за медленного, неторопливого передвижения африканцы считали черепах животными мудрыми и рассудительными: солидный возраст черепах внушал уважение, подобное уважению к старейшинам племен. Из-за морщинистой кожи черепах, напоминающей кожу стариков, этот ассоциативный ряд усиливался.
В древних африканских легендах мудрые черепахи всегда одерживали победу над своими соперниками. Черепаху надежно защищает панцирь, благодаря которому ни одному зверю не удается убить ее. Способность всегда носить с собою надежный дом указывает на истинную мудрость черепах.
Благодаря тому, что черепаха может жить как в воде, так и на суше, она считается поверенной бога дождя и воды.
Хамелеон: мудрость и осторожность
На рисунке представлено существо, изображенное людьми народности афо, которое является родственным племени йоруба из Нигерии. Мы видим здесь хамелеона, который осторожно двигается по острию, не раня себя.
Африканцы часто связывали хамелеонов с мудростью. В Южной Африке хамелеонов называли «иди к цели осторожно», а на языке племени зулу название хамелеона означает "господин медлительность". В одной из африканских легенд рассказывается, что бог-создатель, после того как им был создан человек, отправил на землю хамелеона, чтобы он рассказал людям о том, что после смерти они вернутся в жизнь лучшую, нежели на земле. Но так как хамелеон был слишком медлительным существом, бог послал, на всякий случай, еще и зайца. Заяц сразу помчался, не захотев дослушать все до конца, и повсюду начал распространять весть о том, что люди должны будут умереть навсегда. Хамелеон шел до людей слишком долго — к тому времени было уже поздно исправлять ошибку зайца. Мораль этой истории в том, что поспешность всегда может привести к несчастью.
Хамелеон олицетворяет собою способность приспосабливаться ко всем изменениям, происходящим в окружающей среде, так как это существо легко меняет свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды. Некоторые из племен, населяющих современный Заир, верят в то, что их народ ведет происхождение от Мудрого хамелеона. Другие африканцы видят в хамелеоне всесильного бога, который может появляться в различных формах.
По материалам книги Хайке Овузу "Символы Африки"
В галерее "Афроарт" вы можете купить фигурки животных из дерева, а также купить оригинальные статуэтки в подарок, которые используют африканскую символику