Шедевры искусства Африки на аукционе Christie's: рекордный аукцион
- Просмотров: 748
Самым дорогим предметом стала маска Kifwebe стоимостью 4,215 млн долларов США. Ниже мы публикуем фотографии этих предметов, указываем цену продажи и отвечаем на главный вопрос: почему так дорого?
ФИГУРКА БАУЛЕ, ПРИПИСЫВАЕМАЯ МАСТЕРУ ЭССАНКРО ИЗ БЕРЕГА СЛОНОВОЙ КОСТИ (Кот-д'Ивуар) Высота: 21 ¼ дюйма (54 см)
A BAULE FIGURE ATTRIBUTED TO THE ESSANKRO MASTER IVORY COAST
ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ПРОВЕНАНС)
Люсьен Ван де Вельде, Антверпен, Бельгия.
Коллекция Гийома Вранкена-Хота, Дилбек, Бельгия, 1982 г.
Частная коллекция, Бельгия.
Цена реализации 75 000 долларов США
МАСКА НАРОДНОСТИ ГУРО, БЕРЕГ СЛОНОНОЙ КОСТА Высота: 10 ½ дюймов (27 см)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Французская частная коллекция, Лурд, предположительно собранная в 1930-х годах
Коллекция Алена Шоффеля
Цена реализации 300 000 долларов США
Во всех аспектах эта маска духа Гу отражает характеристики идеальной красоты среди Гуро. Ее кожа красная, что является цветом, связанным с женщинами. Ее зубы подпилены, а волосы аккуратно уложены, как знак того, что она культурная, а не часть естественного, дикого мира. Ее покатый лоб, изящно изогнутые брови и опущенные глаза еще больше подчеркивают ее утонченный характер, что видно по ее физическим признакам. По мнению экспертов она очень близка к маске Гу из коллекции Музея Барбье-Мюллера в Женеве.
Отмечают несколько атрибутов предлагаемой маски, которая вышла из моды к 1920 году в культурном обществе Гуро (в Barbier 1993: 93, текст к кат. 153). Одним из таких атрибутов является шрамирование на щеках. После 1920 года это вышло из моды и больше никогда не встречалось. Даже к тому времени, когда женщин спрашивали, они описывали это как чисто эстетическое явление, но другая информация предполагает, что в прежние времена его происхождение действительно означало определенные события в истории семьи, и, следовательно, имело символическое происхождение или обманывало духов.
В культурной практике Гуро последних столетий мифическая женщина, или идеализированная прародительница, Гу, описывается как никогда не покидающая священную рощу одна, скорее, ее всегда сопровождает ее муж/отец. Ее зубы подпилены зигзагообразным узором, как у многих женщин Гуро, родившихся до примерно 1920 года. Гу - жена/дочь Замбле . Она красивая женщина: она поет хвалу [своему отцу/мужу] Замбле , сладострастно танцует и кладет камни в очаг молодых жен, которых она защищает от любой злой воли со стороны семьи, в которой они женились.
ФИГУРКА ФАНГ-НТУМУ ДЛЯ РЕКВАРЕЛИ EYEMA BYERI GABON
Высота: 33 ¼ дюйма (84,5 см)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Европейская коллекция с Робертом Карленом, Филадельфия
Бенджамин Д. Бернстайн, Филадельфия
С Аленом де Монбрисоном, Париж
Французская частная коллекция
Цена реализации 150 000 долларов США
Поклонение реликвиям выдающихся умерших членов семьи широко распространено в Габоне. Среди различных групп фангов это почитание предков было известно как байери . Помощь и защита требовались от предков клана в обмен на подношения и молитвы. Черепа нескольких поколений предков рода хранились в цилиндрических контейнерах из коры и охранялись деревянной антропоморфной фигурой ( eyema byeri ), помещенной сверху. С байери консультировались перед любым важным начинанием: охотой, путешествием, выбором местности для посадки поселения, браком, политическим союзом, разногласиями или серьезными спорами, войной и т. д. Предков также призывали даровать плодовитость своим потомкам. В то же время их гнев из-за нарушения установленных правил поведения мог проявиться в таких проблемах, как бесплодие, голод и болезни. Священником был esa , всегда пожилой человек, уже находящийся рядом с предками. Фигура-реликварий служила центром периодических подношений, а также предостерегала женщин и детей от сакра. Статую регулярно помазывали пальмовым маслом и смолой, и ей предлагали напитки, иногда смешанные с кровью принесенных в жертву животных. Этот культ предков стремился связать вместе живых и умерших членов рода посредством изучения и декламации его генеалогии. Главной заботой родовых обрядов было почитание предков, чтобы поощрить их защитную благосклонность к роду. Врожденный динамизм: готовность к действию.
МАСКА ПУНУ, ОКУЙИ, ГАБОН
Высота: 13 дюймов (33 см)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Galerie Van Bussel, Amsterdam
Pace Gallery, Нью-Йорк.
Выдающаяся частная коллекция в Нью-Йорке.
Оценка 250 000–350 000 долларов США
Белые маски пуну из Южного Габона стали одним из символических образов африканского искусства с конца XIX века. Танец окуйи , давший название этим маскам, объединял сообщество для важных событий: во время похорон его самых важных членов, при рождении близнецов, при посвящении молодых людей и для восстановления общественного порядка после кризиса в сообществе. Танцор окуйи в сопровождении своих приспешников танцевал по деревне на высоких ходулях, провоцируя людей акробатическими трюками.
Окуйи вызывала духов из подземного мира, которые воплощались в виде «красивой молодой девушки». Ее внешность была идеализирована в изящно вырезанной маске. Некоторые из предпосылок для ее лица были такими, что оно должно было иметь высокие скулы, широкий лоб, отмеченный шрамами, дугообразные щелевидные глаза, плоский нос с отмеченными крыльями, полные нежные губы, гладкий желобок над ними и сложную прическу, которая отражала те, которые носили важные женщины Пуну в 19 веке. В то время как волосы были черными, губы и шрамы на лбу и висках были окрашены в красный цвет. Лицо было покрыто минеральным белым мелом. Этот цвет также использовался для раскрашивания тела во время культурных церемоний и ассоциировался с духами предков, защищающими и полезными для сообщества. Выпуклые следы шрамов на висках и лбу были предметом широкого спектра толкований; ученый Луи Перруа утверждает, например, что сочетание «мужских» квадратных узоров на висках и «женских» ромбов на лбу служит указанием на родовую андрогинность, в то время как другие связывают это с девятью изначальными кланами Пуну. В любом случае, такие узоры также считались признаками большой красоты.
ЧЕРНАЯ МАСКА ПУНУ, ИКВАРА ГАБОН
Высота: 12 дюймов (30,5 см)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Выдающаяся частная коллекция в Нью-Йорке
Цена реализации 218 750 долларов США
Маска ночи: чрезвычайно редкая почерневшая маска пуну. Почерневшие маски пуну чрезвычайно редки; в отличие от множества белых масок пуну, известно менее горстки черных масок. Музей Кригера в Вашингтоне владеет очень похожей маской, ранее находившейся в коллекции Елены Рубинштейн. Второй экземпляр , когда-то принадлежавший Чарльзу Раттону, находится в коллекции фонда Dapper (#9709). Третий был продан Christie's (Christie's, Париж, 7 июня 2005 г., лот 228), а последний ранее находился в коллекции Vérité (отель Друо, Париж, коллекция Vérité , 17–18 июня 2006 г., лот 191).
В отличие от белых масок окуйи , которые исполнялись публично, эти маски были окружены тайной. Известные как иквара (или иквара-мокулу , что означает «маска ночи»), они носились во время ночных шествий в регионе Нгунье в Южном Габоне. Маски иквара выступали в качестве защитников закона. Маска выступала в качестве агента социального контроля и разрешала серьезные споры внутри общины. Иквара выступала только за пределами деревни для ограниченной аудитории, старейшин и сторон, вовлеченных в конфликт, — в отличие от окуйи , которые выступали в дневное время внутри деревни. Ритуальная эффективность иквары была обусловлена страхом, который внушала маска; страх усиливался тем фактом, что замаскированный дух выходил из темноты только на несколько мгновений. Танцор был покрыт и спрятан под сборкой ткани, рафии и волокон, что усиливало его сверхъестественный характер. Контрастируя с почерневшим лицом, побелевшие веки привлекали внимание к гипнотическому взгляду маски. Хотя маски иквара
в целом похожи на белые окуйи , у них другие украшения на лице. Чешуя на лбу заменена красной вертикальной линией, а белые горизонтальные линии расходятся от уголков рта к сторонам. Второе отличие — прическа в форме большого цилиндра, покрытого мелко подстриженными волосами, с двумя более мелкими косичками по бокам. Третье отличие от окуйи — цвет . В то время как белый цвет был связан с миром духов и предков, черный цвет ассоциировался с подземным миром, колдовством и злыми силами, которые из него исходили. Черный пигмент изготавливался путем прокаливания древесины. Затем этот уголь распылялся и смешивался со смолой и пальмовым маслом, чтобы получить своего рода пигмент, который глубоко проникал в древесину и придавал маске глубокий темный цвет.
КОСТЮМ АНСАМБЛЬ ЧОКВЕ АНГОЛА
Высота: 65 дюймов (165 см)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Коллекция Алекса Ван Опсталя (1874-1936)
По наследству через семью
Artcurial, Париж, 10 июня 2008 г., лот 75
Джудит Шоффель и Кристоф де Фабри, Париж, приобретено из вышеуказанной
частной коллекции
Цена реализации 37 500 долларов США
THE WALSCHOT-SCHOFFEL KIFWEBE MASK (МАСКА ВАЛЬШОТА-ШОФФЕЛЯ КИФВЕБЕ) Художник-мастер Сонге ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО
Высота: 14 5/8 дюймов (37 см)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Коллекция Жанны Вальшо, до 1933 г.
Коллекция Роже Вивье, до 1978 г.
Друо-Париж, 26 апреля 1978 г., лот 18
Ален де Монбризон, Париж
Коллекция Алена Шоффеля
Мари-Жанна (Жанна) Вальшот (15 июня 1896 — 1977 ) была брюссельским арт-дилером и коллекционером «негритянского искусства», африканского варианта примитивного искусства. Она была пионером в торговле африканским искусством — первой женщиной-африканским торговцем произведениями искусства — и, таким образом, сыграла ключевую роль в продвижении африканского искусства в Бельгии (см статья в Википедии https://nl.wikipedia.org/wiki/Jeanne_Walschot)
Цена реализации 4 215 000 долларов США
Маска Walschot-Schoffel Kifwebe является самым красивым и важным примером этого знакового типа, который появился на рынке. Маска демонстрирует гипнотическую хватку благодаря гениальности скульптора, сочетающего мощные пропорции и чувственные объемы с графическими линиями. Вдумчивый внутренний мир работы выражен в глазах под лбом, которые скатываются вниз к рту и подбородку, которые также поднимаются вверх — состояние постоянной анимации. Линии одновременно наполняют ее ощутимой жизненной силой через впечатление движения, она вздымается, как волны, которые набухают и сжимаются.
Эта маска была первой в легендарной коллекции Жанны Вальшо в Бельгии до 1930 года и попала в другую крупную коллекцию к 1980-м годам — коллекцию Алена Шоффеля. «Глаз» Алена Шоффеля является синонимом искусства Африки и Тихого океана эпического качества, с работами, ранее входившими в его коллекцию, теперь представленными в Лувре.
Источник и более подробная информация о предметах: https://www.christies.com/en/auction/art-of-africa-masterworks-28109/