Восприятие африканцами красоты
- Просмотров: 2500
Фрагмент книги Асоян Б.Р. «Все еще удивительная Африка» - Москва: Мысль, 1987 - с.176
Народ баганда (Уганда) выше всего ценит красный и черный цвета, которые обязательно присутствовали в их самых высоких поэтических образах. О новорожденном младенце могли сказать: "Омвана мумьюфу и'геттунгулу" (Он красный, как цветок ттунгулу) или "Омвана мумьюфу нг'ендеку" (Он красный, как калебас). Калебас - сосуд из тыквы.
Нам такие сравнения могут показаться странными. В нашем понимании если ребенок красного цвета, то он непременно болен и надо звать доктора. Но те, кто видел цветок ттунгулу или знает глубокий, богатый красно-коричневый оттенок маленького калебаса, из которого пьют банановое вино, поймут и оценят восторг баганда.
В поговорках африканцев, конечно, встречаются и близкие нам сравнения: "Дитя прелестно, как встающее солнце". Образ сам по себе отличен, но надо еще представить безоблачное утро на экваторе, огромный розовый шар светила, поднимающегося из тумана над водами великого озера Виктория и рассыпающего мириады золотых и серебряных блесток по его поверхности, надо вдохнуть пряный аромат африканского утра, пронизанного солнечными лучами, чтобы по-настоящему услышать поэзию этих слов.
Ребенка могут сравнить, например, с банановым пивом. И это тоже будет звучать красиво: во-первых, банановое пиво - любимый напиток африканцев; во-вторых, его темно-шоколадный цвет считается одним из наиболее благородных.
Девушка с лучшим шоколадным оттенком была, конечно, центром мужского внимания. Но, как и ее подруги во всем мире, она старалась улучшить работу природы. Багандийки любили, чтобы кожа блестела, и натирались для этого коровьим маслом. Особенный блеск придавался телу невесты: для нее готовили специального качества масло за десять дней до свадьбы. Баганда считали, что кроме косметических целей масло оказывает благотворное влияние на здоровье, улучшает состояние кожи, делает члены гибкими.
Кстати, о цветах. В прежние времена, как уже говорилось, в языке луганда существовали обозначения только трех: красного, белого и черного. Другие назывались по ассоциации с окружающими предметами. Так, если нужно было указать зеленый цвет, говорили: "Он такой же, как лист дерева". В древности африканцы использовали эти три цвета для символической классификации предметов и явлений известного им мира. Основными цветами считались белый и черный. Но означающими их словами можно было передать и оттенки. Например, слово "ддугаву" (черный) в зависимости от контекста передавало собственно черный цвет, темно-коричневый, темно-зеленый и т. д. В свою очередь "эру" (белый) также мог означать целую гамму светлых тонов.
Черный был цветом скверны, болезней, цветом зла. Белый же считался цветом чистоты и признаком всего божественного и сверхъестественного. Жертвы, приносимые богам, обязательно должны были быть белого цвета. Служители культов в дополнение к двум кускам материи из луба, перекинутым через оба плеча, прикрепляли к талии девять шкур белых козлов. Маски умерших часто окрашивались в белый цвет. Красный же цвет, как мы уже знаем, символизировал красоту. Но еще он считался и символом кровного братства. В Буганде этот ритуал происходил так: будущие братья делали надрезы на животе, смазывали кровью друг друга кофейные зерна и съедали их. Красный цвет ассоциировался с кровью, а следовательно, с жизненной силой. Тело больного смазывали кровью, а когда ее не было, то красной охрой или другим простым порошком.