Коллекция Nkisi в музее Голландии

  • Просмотров: 64

Национальный музей этнологии расположен в университетском городке Лейдене с 1935 года. Музей возник из созданного  в 1837 году Государственного музея этнографии, что делает его одним из старейших этнографических музеев мира. Сайт музея https://leiden.wereldmuseum.nl

Как оказалось, в этом музее имеется коллекция Nkisi - африканских фетишей из Конго - Демократической Республики Конго и Народной Республики Конго, которые изготавливают люди народностей Yombe и Bakongo. Это очень экспрессивные и яркие фигуры, которые используются колдунами Нганга (Nganga) в африканском шаманизме. Ниже фотографии, которые разместил в своем Фейсбуке, запрещенном в России, один из недружественных России пользователей этой враждебной социальной сети, гореть ей синим огнем. Редакция «Афроарт» выражает благодарность автору этих фотографий.

 Эти статуи силы, - Нкиси, родом из района реки Чилоанго в Нижнем Конго. На большей части груди, части живота и плечах набиты гвозди, лезвия ножей и треугольные куски железа. Кроме того, на изделие были помещены два важных дополнения, состоящих из смолоподобного вещества, наполненного веществом силы.

Первый расположен вокруг нижней челюсти в виде своеобразной кольцевой бородки, а второй — на брюшке в виде цилиндрического выступа, на котором размещен панцирь. Без силовой субстанции, билонго, нкиси — это мертвая статуя. Применяя билонго специалистом по ритуалам, - колдуном Нганга, образ обретает персонифицированную силу невидимого мира мертвых.

Призрак, которого уговорили остаться в замкнутом пространстве, теперь, похоже, может манипулировать людьми. Почти во всех случаях магические вещества кладут на живот, поскольку живот означает «жизнь». Однако их также можно разместить во впадинах или выступах на голове, например, в кольцевой бороде. Голова рассматривается как место общения с духами.

Этот тип Нкиси в основном используется для заключения клятв и обязательных заветов. Их призывают ратифицировать мирные договоры между враждебными деревнями и подтверждать заявления о невиновности. Утверждение обетов инициации, а также военных соглашений, уголовных правил и моральных или судебных предсказаний входят в число их общественных функций. Особенно важную роль они играли в регионах, где не хватало институционально влиятельных руководителей или где правовая и политическая система была слабой.

В значительной степени минкиси (множественное число от нкиси) как персонифицированные объекты были функционально взаимозаменяемы с людьми, которые, в свою очередь, были «объективированы» в результате ритуального акта, в ходе которого они обладали сверхъестественными способностями. Гвозди забиваются для активизации изображения. Это расшатывает имидж, и он берется за соблюдение договоренностей.

Гвозди — это метафорический элемент, обозначающий боль, которую испытают жертвы, если соглашение не будет выполнено. Однако гвозди также забивают (и облизывают перед тем, как их забить), чтобы скрепить клятву или договор, а также гарантировать, что статуя не забудет свою миссию. Его можно вызывать несколько раз в течение дня, что может привести к путанице.

Иногда образ также можно активировать, отругав его. Часто бывает трудно проследить точное происхождение, поскольку минкиси попали в музей с относительно небольшим количеством поясняющей информации, а в прошлом подробному описанию предметов придавалось мало значения. Использование минкиси также исчезло с начала прошлого века.

В нижнем течении реки Конго белый цвет символизирует ясновидение, мистическое прозрение и присутствие духов предков. Красный часто представляет опасность, кровь и власть. Черный символизирует хаос или зло.

Сочетание этих цветов с их разными значениями образует своего рода ритуальный язык. Широко открытые белые глаза указывают на ясновидение. Раковина в нижней части живота является женским знаком и может также относиться к мистическому источнику силы или плодородия. Удлиненная макушка напоминает головной убор авторитетных деятелей и выдающихся людей определенных обществ.

*****

Нкиси — это сила или дух из невидимого мира мертвых, который также может обитать в образе. Нганга – специалист по ритуалам – оживляет нкиси, прикрепляя к нему энергетическую субстанцию ​​– билонго. Билонго выманивает духа из верхнего мира, чтобы поселиться в статуе. Билонго обычно помещают в коробочке на животе или во впадинах или выступах на голове, на спине или между ног. При этом нкиси нконди билонго находится в коробочке на животе и вокруг нижней челюсти. Нганга иногда забивает гвозди в изображение силы, чтобы побудить его выследить врага и отомстить. Именно поэтому их еще называют изображениями ногтей. На каждое задание для человека или деревни приобреталась железяка. Эта статуя силы была создана «Хозяином реки Чилоанго». У очень важного минкиси нконди было имя, этот нкиси нконди называется «Мангаака».

Источник текста - сайт музея в Лейдене.