Культура Нок, Иле Ифе, Йоруба, Игбо, Кантана
- Просмотров: 5015
Культура Нок в Центральной Нигерии характеризуется самой древней терракотовой скульптурой во всей Африке южнее Сахары. Ее название восходит к месту первого обнаружения скульптурных находок и объединяет несколько родственных региональных стилей.
Найденные в земле изображения людей и животных датируются 500 гг. до н.э. — 500 гг. н.э. Характерные черты этого стиля — крупные головы вытянутой формы, глаза, глядящие вниз из-под тяжелых полуопущенных век, обвитые каменными ожерельями и браслетами шеи, руки и ноги. Отдельные головы, возможно, были фрагментами несохранившихся фигур высотой в полный человеческий рост. Скульптуры, вероятно, имели ритуальное значение и изображали предков. Одна из самых известных статуй Нок, хранящаяся в Лувре,- сидящий мужчина, опирающийся подбородком на ладонь. Фигуры в этой задумчивой позе, часто называемые «мыслителями» по аналогии с персонажем Родена, встречаются в скульптуре многих народов Африки.
Город Иле-Ифе на юго-западе Нигерии — священная столица народа йоруба и многочисленных последователей их религии в Бразилии, на Кубе и в США. По преданию, город основан сыном верховного бога Оло-думаре, который стал его первым правителем (оони). Скульптуры Ифе (XII-XV вв.) и их происхождение породили много загадок, ученых споров и околонаучных мистификаций.
Бронзовые и терракотовые статуи и головы правителей, а иногда и правительниц, с первого взгляда можно принять за античные благодаря одухотворенной идеализированной реалистичности их исполнения. В отверстия надо лбом и вокруг рта вставляли церемониальный головной убор и бороду. Головы могли прикрепляться к деревянным туловищам. Считается, что они изображали конкретных правителей, предназначались для церемоний их ритуального погребения и хранились на алтарях в святилищах. Некоторые алтарные скульптуры Ифе — странная противоположность этим скульптурным портретам; они имеют вид конусов или цилиндров с контурами глаз и рта. Большинство бронзовых и терракотовых фигур Нок и Ифе сосредоточены в самой Нигерии — в Национальных музеях Джоса, Ифе и Лагоса.
Возникновение городов-государств йоруба на юго-западе Нигерии связано с упадком Ифе. Они во многом унаследовали искусство обработки металлов. Иджебу славился бронзами, Ово — резьбой по слоновой кости, Ойо — деревянной скульптурой, связанной с культами эгунгун и шанго. По всей территории йоруба развивались богатые традиции деревянной резьбы, которые живы до сих пор. В каждом городе существовала своя школа; сохранились имена знаменитых авторов прошлого, среди которых непревзойденным считается Олове. Сделанные им рельефные двери дворца правителя Икере (ок. 1910 г.), хранящиеся в Британском музее, иногда по праву сравнивают с «Вратами ада» Гиберти благодаря виртуозности исполнения. Среди йоруба по прежнему сильно влияние культа предков и тайных обществ, атрибутами которых являются разнообразные маски, статуэтки, жезлы в виде человеческих фигур, принадлежности для прорицания.
Хорошо известны маски общества геледе — шлемы в виде человеческой головы, на вершине которых — ярко раскрашенные фигуры птиц, животных, людей, абстрактные конструкции и даже целые жанровые сцены, включающие несколько персонажей — женщин с детьми, полицейских, колониальных чиновников, солдат с ружьями. Даже самые крупные и сложные из этих произведений сделаны из одного куска дерева — этот важнейший принцип стиля влияет на пропорции вещей. Самый известный тип йорубской скульптуры — близнецы-ибеджи. В случае смерти одного или обоих детей из рожденной двойни фигурки олицетворяют умерших и становятся объектом поклонения.
Земли Великого Бенина (Эдо) лежали к юго-востоку от страны йоруба. Историки сходятся на том, что основатель его династии был из рода правителей Ифе, откуда он и принес традицию бронзового литья. Придворно-религиозное искусство Бенина достигло расцвета в XVII в. Если немногочисленные шедевры Нок и Ифе поражают своей единичностью и исходящей от них сакральной силой, то в «бенинских древностях» удивляет многообразие и избыточность стиля богатого города-государства. В дворцовом убранстве доминировали бронза, слоновая кость и кораллы — все они были материальным воплощением высшей власти. Стены бенинского дворца скрывали несметные сокровища: украшавшие дворцовые алтари резные слоновые бивни; бронзовые головы правителей и их матерей; праздничные одеяния из коралловых нитей наподобие кольчуг и короны; скульптурные группы, изображающие торжественные процессии; церемониальные сосуды для омовения в виде жертвенных зверей; знаки отличия — нагрудные и набедренные маски с человеческими лицами и мордами баранов и леопардов; браслеты; жезлы; музыкальные инструменты; фигуры жрецов, прислужниц, наложниц, посланцев, придворных карликов и даже португальских мушкетеров, участвовавших в одном из сражений.
На бронзовых плакетках, которые некогда украшали стены дворца, можно увидеть самые разнообразные сцены — от одиночных изображений придворных и воинов до сложных батальных картин с всадниками и пленными, где при ближайшем рассмотрении заметны сотни мелких декоративно-символических деталей. Все это — летопись, повествующая о торговых отношениях с голландцами и португальцами, победоносных завоеваниях, ежегодных обрядовых церемониях.
После карательной экспедиции англичан в 1897 г. город был разрушен, правитель оба отправлен в ссылку, дворец опустошен. Его убранство — несколько тысяч предметов — вывезли в Англию, откуда они и разошлись по музеям Европы и частным коллекциям, в том числе, например, в африканское собрание художника П. Пикассо. Благодаря стараниям меценатов в начале XX в. три с лишним десятка вещей из бронзы и кости оказались в петербургской Кунсткамере, где их можно увидеть и сейчас. Династия давно восстановлена, правящего оба почитают как царя-жреца, а квартал литейщиков в Бенин Сити находится по-прежнему в районе дворца и состоит под охраной ЮНЕСКО. Здесь делают вещи для двора правителя, а также для коллекций взыскательных собирателей.
Это и копии старинных шедевров, и современные фантазии в бронзе (а иногда и в золоте) с чертами бенинского стиля. Известная скульптурная группа, изображающая момент встречи оба Акензуа Второго с Елизаветой Второй, выполнена по-европейски реалистично, но как и в былые времена, бронзовые изваяния исполняют функцию своеобразной исторической летописи, фиксируя важные события. Часто современная работа не так поразительно тонка, как в период расцвета традиции — но старинная техника потерянного воска при изготовлении изделий тщательно сохраняется, хотя и не является более государственной тайной.
Искусство Нигерии не исчерпывается археологическими древностями и работами цеха придворных литейщиков Бенина. О самобытном художественном писаны целые монографии. Артефакты датируемой IX в. малоизученной культуры Игбо-Укву, от которой остались поразительной красоты бронзовые вазы и сосуды в виде раковин, производят столь же сильное впечатление, как сокровища Ифе. То же можно сказать о художественном наследии народов дельты Нигера, живущих к югу от места обнаружения бронзовых предметов Игбо-Укву. Маски и скульптура игбо (север дельты) не уступают по сложности исполнения и красочности произведениям мастеров йоруба. Вытянутые по горизонтали наголовники иджо (юг дельты) в виде рыб изображают речных духов и могут достигать около метра в длину. Марионетки и маски с подвижной челюстью и вставными зубами огони (восток дельты) отличаются разнообразием выражений лиц и используются не только в традиционных обрядах, но и на праздновании Рождества.
Ввиду формальных запретов на изображение живых существ искусству народов Нигерии, исповедующих ислам, присуща изобретательность в области орнаментики. Деревянные двери и несущие столбы домов народа нупе (Центральная Нигерия) испещрены узорчатой резьбой, где изредка в орнамент вписаны силуэты зверей. Интересны и табуреты нупе с большим количеством ножек и ажурными звездами на сидениях: они преподносились невестам в качестве свадебного подарка.
Сегодня большой интерес для собирателей представляют ученические доски из коранических школ северных районов Нигерии, исписанные с обеих сторон арабской вязью. Написав минеральными красками слова, полагалось смывать их с доски.
По мере продвижения на восток страны внутрь континента в традиционном искусстве проживающих там народов становится все меньше реалистичности и все больше «игры геометрическими массами» и «пластического символизма». Маска лесного духа в виде головы быка (народ мама (кантана)) в Центральной Нигерии в свое время стала прототипом работ знаменитого современного шотландского скульптора Генри Мура.
Магические фигуры иага-лагана народа мумуйе, часто достигающие полутора метров в высоту, могут по праву быть названы иконами абстракционизма. Их руки вырезаны так, словно они волнообразно обвивают вытянутое туловище, размеры головы с острым гребнем максимально сокращены, зато гипертрофированные ушные мочки прямоугольной формы с отверстиями для вдевания подвесок выглядят как огромные петли.
Анна Сиим,Институт этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера РАН). Источник: журнал "Мир Африки"