Культура Нок, Иле Ифе, Йоруба, Игбо, Кантана

  • Просмотров: 4366

Культура Нок в Центральной Нигерии характеризуется самой древней терракотовой скульптурой во всей Африке южнее Сахары. Ее название восходит к месту первого обнаружения скульптурных находок и объединяет несколько родственных региональных стилей.
 
Найденные в земле изображения лю­дей и животных да­тируются 500 гг. до н.э. — 500 гг. н.э. Характерные черты это­го стиля — крупные голо­вы вытянутой формы, глаза, глядящие вниз из-под тяже­лых полуопущенных век, об­витые каменными ожерель­ями и браслетами шеи, руки и ноги. Отдельные головы, возможно, были фрагмен­тами несохранившихся фигур высотой в полный чело­веческий рост. Скульптуры, вероятно, имели ритуаль­ное значение и изобража­ли предков. Одна из самых известных статуй Нок, хра­нящаяся в Лувре,- сидя­щий мужчина, опирающий­ся подбородком на ладонь. Фигуры в этой задумчи­вой позе, часто называемые «мыслителями» по анало­гии с персонажем Родена, встречаются в скульптуре многих народов Африки.
 

Фигурка Нок из Лувра
Фигурка Нок из Лувра

Город Иле-Ифе на юго-западе Нигерии — священ­ная столица народа йоруба и многочисленных последо­вателей их религии в Бра­зилии, на Кубе и в США. По преданию, город основан сы­ном верховного бога Оло-думаре, который стал его первым правителем (оони). Скульптуры Ифе (XII-XV вв.) и их происхождение породили много загадок, ученых споров и околонауч­ных мистификаций.
 
Бронзовые и терракото­вые статуи и головы пра­вителей, а иногда и прави­тельниц, с первого взгляда можно принять за анти­чные благодаря одухотво­ренной идеализированной реалистичности их испол­нения. В отверстия надо лбом и вокруг рта встав­ляли церемониальный го­ловной убор и бороду. Го­ловы могли прикрепляться к деревянным туловищам. Считается, что они изобра­жали конкретных правите­лей, предназначались для церемоний их ритуального погребения и хранились на алтарях в святилищах. Не­которые алтарные скуль­птуры Ифе — странная противоположность этим скульптурным портретам; они имеют вид конусов или цилиндров с контура­ми глаз и рта. Большинство бронзовых и терракотовых фигур Нок и Ифе сосредо­точены в самой Нигерии — в Национальных музеях Джоса, Ифе и Лагоса.
 
Возникновение городов-государств йоруба на юго-западе Нигерии связано с упадком Ифе. Они во мно­гом унаследовали искусст­во обработки металлов. Иджебу славился бронзами, Ово — резьбой по слоно­вой кости, Ойо — деревян­ной скульптурой, связанной с культами эгунгун и шанго. По всей территории йоруба развивались богатые тради­ции деревянной резьбы, ко­торые живы до сих пор. В каждом городе существова­ла своя школа; сохранились имена знаменитых авторов прошлого, среди которых непревзойденным считает­ся Олове. Сделанные им ре­льефные двери дворца пра­вителя Икере (ок. 1910 г.), хранящиеся в Британском музее, иногда по праву срав­нивают с «Вратами ада» Гиберти благодаря виртуоз­ности исполнения. Среди йоруба по прежнему силь­но влияние культа предков и тайных обществ, атрибута­ми которых являются разно­образные маски, статуэтки, жезлы в виде человеческих фигур, принадлежности для прорицания.

 
Врата ада народа Йоруба
Врата ада народа Йоруба
 
Хорошо известны маски общества геледе — шлемы в виде человеческой голо­вы, на вершине которых — ярко раскрашенные фигу­ры птиц, животных, людей, абстрактные конструкции и даже целые жанровые сце­ны, включающие несколь­ко персонажей — женщин с детьми, полицейских, коло­ниальных чиновников, сол­дат с ружьями. Даже самые крупные и сложные из этих произведений сделаны из одного куска дерева — этот важнейший принцип сти­ля влияет на пропорции ве­щей. Самый известный тип йорубской скульптуры — близнецы-ибеджи. В случае смерти одного или обоих детей из рожденной двой­ни фигурки олицетворяют умерших и становятся объ­ектом поклонения.

 
Маска Геледе и фигурки Ибеджи
Маска Геледе и фигурки Ибеджи
 
Земли Великого Бенина (Эдо) лежали к юго-востоку от страны йоруба. Истори­ки сходятся на том, что ос­нователь его династии был из рода правителей Ифе, откуда он и принес традицию бронзового литья. Придворно-религиозное искусство Бенина достигло расцвета в XVII в. Если не­многочисленные шедевры Нок и Ифе поражают своей единичностью и исходящей от них сакральной силой, то в «бенинских древностях» удивляет многообразие и избыточность стиля бога­того города-государства. В дворцовом убранстве доми­нировали бронза, слоновая кость и кораллы — все они были материальным воп­лощением высшей власти. Стены бенинского дворца скрывали несметные сокро­вища: украшавшие дворцовые алтари резные сло­новые бивни; бронзовые головы правителей и их ма­терей; праздничные одея­ния из коралловых нитей наподобие кольчуг и коро­ны; скульптурные группы, изображающие торжест­венные процессии; церемониальные сосуды для омо­вения в виде жертвенных зверей; знаки отличия — на­грудные и набедренные мас­ки с человеческими лицами и мордами баранов и лео­пардов; браслеты; жезлы; музыкальные инструменты; фигуры жрецов, прислуж­ниц, наложниц, посланцев, придворных карликов и даже португальских мушке­теров, участвовавших в од­ном из сражений.
 
На бронзовых плакет­ках, которые некогда укра­шали стены дворца, можно увидеть самые разнообраз­ные сцены — от одиночных изображений придворных и воинов до сложных баталь­ных картин с всадниками и пленными, где при ближай­шем рассмотрении заметны сотни мелких декоративно-символических деталей. Все это — летопись, повествую­щая о торговых отношениях с голландцами и португаль­цами, победоносных завое­ваниях, ежегодных обрядо­вых церемониях.
 
Бенинские древности - бронза
Бенинские древности - бронза
 
Бенинские древности - маска Edo
Бенинские древности - маска Edo
 
После карательной экс­педиции англичан в 1897 г. город был разрушен, прави­тель оба отправлен в ссыл­ку, дворец опустошен. Его убранство — несколько ты­сяч предметов — вывезли в Англию, откуда они и разо­шлись по музеям Европы и частным коллекциям, в том числе, например, в аф­риканское собрание худож­ника П. Пикассо. Благода­ря стараниям меценатов в начале XX в. три с лишним десятка вещей из бронзы и кости оказались в петер­бургской Кунсткамере, где их можно увидеть и сей­час. Династия давно вос­становлена, правящего оба почитают как царя-жре­ца, а квартал литейщиков в Бенин Сити находится по-прежнему в районе двор­ца и состоит под охраной ЮНЕСКО. Здесь делают вещи для двора правителя, а также для коллекций взыскательных собирате­лей.
 
Это и копии старинных шедевров, и современные фантазии в бронзе (а иног­да и в золоте) с чертами бенинского стиля. Известная скульптурная группа, изоб­ражающая момент встречи оба Акензуа Второго с Ели­заветой Второй, выполнена по-европейски реалистично, но как и в былые вре­мена, бронзовые изваяния исполняют функцию своеобразной исторической ле­тописи, фиксируя важные события. Часто современ­ная работа не так порази­тельно тонка, как в пери­од расцвета традиции — но старинная техника поте­рянного воска при изготов­лении изделий тщательно сохраняется, хотя и не яв­ляется более государствен­ной тайной.
 
Искусство Нигерии не исчерпывается археологи­ческими древностями и ра­ботами цеха придворных литейщиков Бенина. О са­мобытном художественном писаны целые монографии. Артефакты датируемой IX в. малоизученной куль­туры Игбо-Укву, от которой остались поразительной красоты бронзовые вазы и сосуды в виде раковин, производят столь же силь­ное впечатление, как сокровища Ифе. То же можно сказать о художественном наследии народов дельты Нигера, живущих к югу от места обнаружения бронзо­вых предметов Игбо-Укву. Маски и скульптура игбо (север дельты) не уступа­ют по сложности исполне­ния и красочности произ­ведениям мастеров йоруба. Вытянутые по горизонтали наголовники иджо (юг де­льты) в виде рыб изобра­жают речных духов и мо­гут достигать около метра в длину. Марионетки и мас­ки с подвижной челюстью и вставными зубами огони (восток дельты) отличают­ся разнообразием выраже­ний лиц и используются не только в традиционных об­рядах, но и на празднова­нии Рождества.
 
Сосуд Игбо-Укву
Сосуд Игбо-Укву
 
Ввиду формальных за­претов на изображение живых существ искусст­ву народов Нигерии, ис­поведующих ислам, при­суща изобретательность в области орнаментики. Де­ревянные двери и несущие столбы домов народа нупе (Центральная Ниге­рия) испещрены узорчатой резьбой, где изредка в ор­намент вписаны силуэты зверей. Интересны и табу­реты нупе с большим количеством ножек и ажурны­ми звездами на сидениях: они преподносились невес­там в качестве свадебного подарка.

 
Сегодня большой инте­рес для собирателей пред­ставляют ученические до­ски из коранических школ северных районов Нигерии, исписанные с обеих сторон арабской вязью. Написав минеральными красками слова, полагалось смывать их с доски.
По мере продвижения на восток страны внутрь кон­тинента в традиционном искусстве проживающих там народов становится все меньше реалистичнос­ти и все больше «игры гео­метрическими массами» и «пластического символиз­ма». Маска лесного духа в виде головы быка (народ мама (кантана)) в Цент­ральной Нигерии в свое время стала прототипом работ знаменитого современного шотландско­го скульптора Генри Мура.
 

Маска наголовник типа
Маска наголовник типа "Янус", народность Экой, Париж
 
Магические фигуры иага-лагана народа мумуйе, час­то достигающие полутора метров в высоту, могут по праву быть названы ико­нами абстракционизма. Их руки вырезаны так, слов­но они волнообразно обви­вают вытянутое туловище, размеры головы с острым гребнем максимально со­кращены, зато гипертро­фированные ушные моч­ки прямоугольной формы с отверстиями для вдевания подвесок выглядят как ог­ромные петли.
 
Анна Сиим,Институт этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера РАН). Источник: журнал "Мир Африки"


В галерее "Афроарт" вы можете купить нигерийские африканские маски, статуэтки и изделия из бронзы