Бенинская бронза - петух и его назначение
- Просмотров: 3315
Искусство Африки часто ассоциируется с Бенинской бронзой. И если назначение бронзовых голов правителей Бенина нам интуитивно понятно, то назначение бронзовых петухов и леопардов менее очевидно. Ниже перевод статьи, которая объясняет культ бронзовых петухов в Бенине.
Этот бронзовый петушок был размещен на алтаре умершей королевы-матери (Iyoba) в одном из королевских дворцов Бенина и Нигерии. Королевство Бенин может обоснованно претендовать на то, в нем творили самые прекрасные художники и мастера в истории африканского континента. Однако об искусстве Бенина едва знали, пока британская карательная экспедиция 1897 года не сделала его известным. Плата за это - разграбленные и уничтоженные города королевства, лишь малая часть сокровищ была вывезена в Англию.
Королевство Бенин было основано потомком короля Ифе в 1180 нашей эры. В 15-х и 16-х веках н. э, империя, которая расширилась за счет территорий Западной Африки, была центром торговли. До конца 19-го века Бенинские центры торговли были основой экономики Нигерии, в результате чего королями накапливалось огромное богатство.
Бенинское африканское искусство, прежде всего, существует в контексте обслуживания королевского двора, и было создано для того, чтобы уважать достижения и/или память Obas – божественных правителей Бенинского государства.
Художники и мастера обычно были привязаны к определенному королевскому двору, их работа с бронзой и медью была чрезвычайно технологична. Выплавка изделии с помощью метода потерянного воска превышала по качеству работы в Европе до 19-го века.
Медные мемориальные доски, изображающие Obas и их изысканную жизнь, со временем присоединялись к стенам и табличкам общественных зданий, а небольшие части использовали как персональные талисманы.
Впрочем, большинство Бенинских шедевров было включено в юбилейные алтари, которые были созданы новым Obas в память о его умерших родителях. Бронзовые платформы украшали различными артефактами, которые показывали достижения Oba в его жизни. Oba изображался в виде одной или нескольких бронзовых/медных головах, которые использовались в качестве опор в совокупности с бивнями слона для поддержки вершины алтаря.
Остальные детали художественного оформления включали копья, статуи, медные части, изображающие Oba и его последователей, медные звонки для вызова духов, трещотки (ukhurhe) и магические объекты, известные как «камни грома». В качестве предметов африканского искусства они не известны.
Особенно важная, возможно властвующая на текущий момент, королева-мать (Iyobas), также иногда почиталась аналогичным образом. Этому способствовал указ Oba Esigie в начале 16-го века. Иконография и предметы, помещенные в алтари Iyobas, несколько отличаются от алтарей мужчин. Определить Iyobas можно всегда по высоким прическам. Однако, возможно, самый известный артефакт Iyoba – петушок или Eson. При этом мужской характер петушка вводит в заблуждение. Слово «Eson» - это сокращение имени похвалы «Eson, Ogoro Madagba» - «петух, который кричит во главе гарема» и это было почетным званием для первой жены Обы, которая являлась матерью наследника – будущего короля.
Ее обязанности заключались в организации и контроле гарема, обучению младших жен этикету королевского двора суда, а также в других административных и политических обязанностях, которые давали ей, вероятно, самый высокий статус в Бенинском обществе, который был эквивалентен должности городского руководителя (мэра).
Указ Oba Esigie относительно удостаивания Iyobas почестей, кажется, предшествовал использованию символа петуха, по крайней мере на 100 лет. Самый ранний известный экспонат петушка был радиометрическим методом датирован 1642 годом.
Источник: http://barakatgallery.com/store/index.cfm/FuseAction/ItemDetails/cmdNextItem/26264/ItemID/26264/SubCatID/491/userid/0.htm, перевод галереи "Афроарт".
В галерее "Афроарт" вы можете купить бенинскую бронзу.