Масиас Нгема [Экваториальная Гвинея] 1968-1979

Масиас Нгема [Экваториальная Гвинея] 1968-1979

Франсиско Масиас Нгема (исп. Francisco Macías Nguéma). 1 января 1924 - 29 сентября 1979 (Малабо, Экваториальная Гвинея) - первый президент Экваториальной Гвинеи. Находился у власти с 12 октября 1968 по 3 августа 1979 года (11 лет).  

Отцом диктатора был колдун народности Фанг (Fang). В детстве Франсиско Масиас Нгема с большой неохотой пошел в школу и уже в первом классе стал пропускать занятия. В результате он научился читать только по слогам, а писать и вовсе не умел до конца жизни. Впрочем, безграмотность не помешала его карьере.

Отсутствие знаний компенсировала лояльность испанским колониальным властям. Он повсюду говорил, что их режим в этой африканской стране единственно правильный. За такую преданность испанцы пошли парню навстречу, разрешив с четвертой попытки сдать экзамен на должность госслужащего. Не обошлось без подсказок со стороны чиновников.

В результате в 36 лет Масиас Нгема стал мэром родного города, а еще через восемь лет, когда Экваториальная Гвинея перестала быть испанской колонией, он сел в президентское кресло. Изначально испанцы были уверены, что у руля стоит их марионетка, поэтому не волновались о своем будущем. Они даже представить не могли, как сильно заблуждались.

Уже первым указом на посту главы государства Нгема объявил иноземных захватчиков врагами народа. Начались облавы на испанцев. Их могли посреди ночи вытащить на улицу, в лучшем случае просто избить, в худшем - казнить без суда и следствия. В страхе проживающие в стране бывшие колонизаторы бежали из страны, побросав роскошные дома и богатые плантации.

С теми, кто пытался помочь испанцам, расправлялись с особой жестокостью. Министры исчезали в одночасье. Некоторое время посты занимали многочисленные родственники президента, но и их казнили за малейшую провинность или просто косой взгляд.

В результате министерские посты занимал сам Нгема. В 1973 году в новой конституции сообщалось, что в кресле президента он будет сидеть пожизненно. Цены на продукты и товары придумывал сам диктатор. От того, в каком настроении он проснулся, зависела стоимость хлеба. В один день это могли быть копейки, в другой цена становилась космической. Чтобы пополнить казну, президент требовал выкуп за взятых в заложники зарубежных дипломатов и туристов.

Непростые отношения сложились у президента с религией. Запретив в стране христианство, он фактически провозгласил себя богом. В церквях вместо икон и распятий появились его портреты. Священников обязали произносить в проповедях «Бог создал Экваториальную Гвинею благодаря Масиасу», что впоследствии превратилось в «Нет бога, кроме Масиаса».

Им умело руководил мадридский адвокат, который знал, как использовать в своих интересах ораторский дар и магнетическое влияние этого крестьянина на толпы народа Фанг, которое было большинством населения в Экваториальной Гвинеи. Мало склонный следовать за чрезмерно прозападными европейскими лидерами, Масиас Нгема радикально изменился в 1967-1968 годы.

В то время, когда националистические политические партии вели переговоры с Испанией, Масиас, избавившись от опеки, стал выразителем идеологии непримиримости. Это нашло поддержку у населения и в сентябре 1968 года он был избран президентом республики самым законным образом в мире. Довольно быстро Масиас превратился в мистера Хайда. В нем явно проявились некоторые психические расстройства. Находясь у власти, его комплекс неполноценности породил гротескную манию величия, которая вскоре переросла в склонность к насилию.

Масиас Нгема был проницателен, но он никогда не был тем, кого можно было бы назвать умным, особенно умным книголюбом. Это оставило у него комплекс неполноценности, когда дело касалось тех, кто лучше образован, чем он сам. Поэтому он объявил им войну. Формальное образование было отменено, все библиотеки закрыты, а слово «интеллектуальный» было запрещено. Все учителя, до которых он мог дотянуться, и все действующие и бывшие министры образования, были убиты.

Все средства массовой информации, от газет до радио и телевидения, были запрещены. Западная медицина была запрещена как антиафриканская, и вместо нее для лечения больных использовались знахари. Сумасшедшие антиинтеллектуальные меры Нгемы распространялись на убийство людей, которые носили очки, потому что ношение очков ассоциировалось с интеллектуалами. Даже обувь со временем стала ассоциироваться с интеллектуалами и запрещена. В конце правления Нгемы в Экваториальной Гвинее оставалось в живых всего 6 интеллектуалов: 2 доктора и 4 выпускника техникума.

Масиас принадлежал к народности Fang и жестоко преследовал народ Bubi. Масиас Нгема был убийцей как в общественной, так и в личной жизни. Он уничтожил всех бывших любовников своих любовниц. Несогласие было жестоко подавлено. Неприятных журналистов порубили на куски, а останки выбросили в океан на корм акулам. В одном особенно безумном эпизоде ​​150 противников Нгемы были казнены на футбольном стадионе солдатами, одетыми как Санта-Клаус, в то время как из громкоговорителей звучала песня Мэри Хопкинс «Те были дни» (Those were the days). Следует отметить, что это русская песня «Дорогой длинною», написанная в 1917 году, которую пел в том числе и Вертинской. Исполнение Мэри Хопкинс сделало эту песню известной, за что, безусловно следует сказать "спасибо."

 

 

Новости, которые вызвали недовольство Нгемы, считались «фейковыми новостями». Когда руководитель статистического управления представил цифры, которые ему не понравились, Нгема распорядился убить его. Руководитель национального банка также был расстрелян. Нгема быстро превратил относительно процветающую Экваториальную Гвинею в адскую дыру. Экономика стала настолько плохой, что 90% ВВП в конечном итоге состояло из иностранной помощи. Чтобы люди не бежали, он уничтожал лодки, железные дороги и минировал дороги за пределами страны. В конце концов он был свергнут собственной семьей, когда безумие лидера стало угрожать даже даже им. В 1979 году Нгема был арестован, предстал перед военным судом, приговорен к смертной казни и казнен.

Узник своих вечных страхов заговора, он использовал оккультные силы для управления, ведь Нгема был сыном колдуна. Казнив всех (студентов, женщин, детей в том числе), кто мог ему противодействовать или заменить его, президент включил режим террора. В конце его правления треть населения жила в изгнании и не было уже ни государственного аппарата (кроме армии и политической полиции), ни малейшего проявления политической и экономической рациональности или слаженности (все деньги и все наркотики были заперты в деревне, где президент жил затворником, окруженный своими фетишами). От этой ситуации выиграли только семья президента и его клан.

Но когда слабоумие Масиаса заставило его весной 1979 года казнить даже членов своей семьи, его родственники осуществили военный переворот и свергли диктатора-маньяка. Для этого 3 августа 1979 г. под руководством одного из племянников Масиаса, подполковника Теодоро Обианг Нгема Мба Нзого, после нескольких боев удалось захватить «нового Мессию».

В итоге Теодоро Обианг Нгема с 3 августа 1979 года и до момента написания этой статьи (1 февраля 2022 года) является президентом Экваториальной Гвинеи, занимая этот пост 42.5 года (!)

Теодоро Обианг Нгема и Дмитрий Медведев

Теодоро Обианг Нгема и Владимир Владимирович

Франсиско Масиас Нгема сегодня считается одним из наиболее одиозных африканских диктаторов. Всего за 10 лет он привел страну к экономическому краху. Довольно скоро из Экваториальной Гвинеи разбежалась вся интеллигенция, там осталось лишь 10 (десять!) человек с высшим образованием. Из 300 тысяч населения уехало 125 000, а ещё 50 000 были убиты. Главную дорогу страны, ведущую за рубеж, заминировали: уничтожили все рыбацкие лодки чтобы никто не мог уехать или уплыть из столь прекрасного рая.

Масиас Нгема основал Единую национальную партию трудящихся, и туда включили всех граждан страны с 14-летнего возраста. Отказавшихся привычно убивали. Зарплату получали лишь армия и полиция - здания министерств пустовали, зарастая диким плющом: там некому было работать. Во-первых, «умники» вычислены и казнены, во-вторых, всё равно же денег не платят. За продуктами стояли огромные очереди, в квартирах не было электричества.

Проблемы спихивались на «проклятых колонизаторов». Однако Франсиско постоянно казалось, что неблагодарный народ недостаточно любит такого прекрасного лидера. Поэтому Нгема приказал священникам петь в молитвах: «Бог создал Экваториальную Гвинею благодаря Масиасу», но затем лозунг изменили, чтобы было понятнее: «Нет бога, кроме Масиаса». В итоге, католические храмы закрыли, переоборудовав под склады. Действительно, зачем они нужны, если бог — это президент?

На суде бывший президент все объяснял травмами детства. Его отца забил до смерти испанец-колонизатор, а мама вскоре после этого повесилась. Испытывая душевную боль, Нгема всех и казнил. Свергнутого диктатора приговорили к смерти, однако солдаты отказывались это сделать. Нгема, находясь у власти запугал народ свои божественным происхождением. Сидя в тюрьме, Нгема угрожал охранникам съесть их печень. 

Однако племянник - новый диктатор Теодоро Обианг Нгема обратился к марокканским наемникам, которые в силу европейского влияния были лишены склонности к вудуизму, чтобы они сделали дело. Франсиско Масиас Нгема был поставлен к стенке и расстрелян за гонорар. Его смерти радовалось большинство населения. 

 

Французская Википедия отмечает в период его президентства следующие особенности: 

  • обязательство назвать президента «уникальным чудом Экваториальной Гвинеи»;
  • запрет на ношение обуви;
  • переименование всех имен, звучащих по-испански;
  • демонтаж железной дороги;
  • упадок больниц и школ;
  • запрет рыбачить на острове для жителей;
  • установка секретной базы российских подводных лодок в Любе (сейчас демонтирована);
  • запрет на выращивание какао, когда-то считавшегося лучшим в мире;
  • запрет на исповедание католической религии (1978 г.);
  • переименование города Санта-Исабель-де-Фернандо-Поо в колониальную эпоху в Масиас Нгема Бийого;
  • закрытие главной электростанции столицы. Нгема утверждал, что может снабдить столицу своей магической силой.

Франсиско Масиас Нгема был государственным служащим на почте до 1967 года. Придя к власти, он принял причудливую филателистическую доктрину: более 1500 почтовых марок выпущено в период с 1968 по 1979 год, когда страна была замкнута на себя, закрыта, как Северная Корея сегодня. К тому же жители страны мало писали, а иностранцы и того меньше, особенно, из-за того, что большая часть населения была неграмотной. Сюжеты, изображавшиеся на марках, чаще всего были не о самой Экваториальной Гвинее. Во франкоязычных странах, граничащих со страной, таких как Габон или Камерун, жители в шутку часто квалифицировали экватогвинейского диктатора как «пошатнувшегося» из-за многочисленных выпусков марок, которые он заказывал.

С 1980 г. Экваториальная Гвинея будет выпускать не большие тиражи почтовых марок. Сам диктатор был матёрым филателистом и коллекционером марок: когда он пал в августе 1979 года, путчисты нашли в его дворце внушительную коллекцию марок со всего мира, включая все марки, выпущенные в Экваториальной Гвинее, времён испанской колонизации, до 1979 года. Филателия казалась большой страстью и главным увлечением Франсиско Масиаса Нгемы.

Даже сегодня опытные филателисты не воспринимают всерьез выпуск марок, выпущенных во время правления Франсиско Масиаса Нгемы между 1968 и 1979 годами. С 1969 года его лицо было изображено на монете 50 гвинейских песет и на банкнотах.

https://en.wikipedia.org/wiki/Francisco_Mac%C3%ADas_Nguema#Totalitarian_dictatorship

 

Национальные конфликты

Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству Франсиско Нгема, было этническое соперничество между народом Буби из Фернандо-Пу (современный остров Биоко), около 15 000 человек, и Фангами из Рио Муми, которых насчитывалось более 210 000 человек.

Политика Масиаса смещалась в сторону диктаторских позиций, и эта тенденция подтвердилась, когда он объявил чрезвычайное положение. Он начал преследовать своих политических соперников и интеллигенцию страны. Он запретил все традиционные политические партии и основал Партию национального союза, которую сделал единственной партией в стране. Из-за его бесхозяйственности экономика страны вошла в кризис, чему способствовали национализация экономики и его мания величия, которая привела его к строительству дворца стоимостью 12 миллионов долларов.

В 1971 году он восстановил отношения с Испанией, прерванные вскоре после провозглашения независимости. После нападения, из которого он вышел целым и невредимым, он начал кампанию преследования представителей этнической группы буби, которых он считал ответственными за эту акцию. На II съезде партии национального единства, состоявшемся в апреле 1972 года, он был назначен пожизненным президентом.

Масиас изменил название столицы Санта-Исабель на Малабо, а название острова Фернандо-Поо на свое собственное, Масиас Нгема. В 1974 году международная комиссия опубликовала отчет, назвав его режим самым жестоким в мире.

Церковь осудила убийство бывшего вице-президента Эдмундо Босио и других членов оппозиции, на что президент ответил изгнанием большинства верующих страны и издал указ о закрытии всех церквей. В январе 1976 г. вспыхнули ожесточенные конфликты с 20 000 гвинейских рабочих, приехавших на сбор урожая и работавших в нечеловеческих условиях. В отместку он приказал членам военизированной организации « Молодежь в марте» вместе с Масиасом атаковать посольство Нигерии в Малабо. Указ, опубликованный в 1976 году, обязывал всех граждан страны сменить свое христианское имя на африканский эквивалент. Во время его мандата было убито более 80 000 гвинейцев, и почти треть населения была вынуждена отправиться в изгнание.

 


Страна происхождения

Страна происхождения Экваториальная Гвинея
Народность Fang

О производителе:

Fang [Габон]

Fang [Габон]

Фанг (Fang) - группа родственных народов (яунде, этон, бене, мвеле, мваэ, тсинг, баса, гбигбил, нтуму и других), живущих на юге Камеруна, в Экваториальной Гвинее и северных районах Габона. Общая численность - около 4 млн чел. Считается, что... Подробнее...