Мы в Фейсбук

Мы ВКонтакте

Нашим Солнцем был Сириус

  • 08 июня 2017 04:15:24
  • Отзывы : 0
  • Просмотров: 134
  • 0
Дверь догонов
Дверь догонов
Нашим Солнцем был Сириус - часть 1. 

Так утверждает космологический миф племени догонов, который содержит одну из интереснейших версий о сотворении мира. Профессор Р. Е. Ровинский комментирует эту версию с точки зрения современной физики. 

Источник: «Наука и Религия. Ежемесячный научно-популярный журнал» №11, Ноябрь 1991 года. 46-47 стр.

Племя догонов живет на западе Северной Африки: вблизи границы Мали и Верхней Вольты (район Санга). Их территория некогда была французской колонией. Маски догонов хорошо известны на рынке предметов африканского искусства. С 1931 года началось многолетнее систематическое изучение племени небольшой группой французских этнологов, с Марселем Гриолем во главе. Объем и значимость знаний догонов, сосредоточенных в мифе, прояснились лишь после того, как Марсель Гриоль, а после его смерти его ближайшая сотрудница Жермен Дитерлен, решением старейшин племени были посвящены в «глубокое знание». В отличие от общедоступного «легкого знания», «глубокое знание» содержит законченную всеобщую систему мироздания и доступно только тем, кто удостоился высшей степени посвящения.

С космологическим мифом догонов я познакомился по работе М. Гриоля и Ж. Дитерлен «Бледный Лис», опубликованной в Трудах института этиологии при Парижском университете (1963 г.). Ни в одной из известных мне религиозных версий о сотворении мира нет столь оригинального изложения этого акта, так же как акта создания предков человека, принесения одного из них в жертву для очищения Земли и завершения на этом создания первых людей. Согласно мифу, первоначально Земля, уже населенная людьми, находилась вблизи звезды Сириус, но из-за предстоящего взрыва одного из компонентов этой звезды бог Амма переселил Землю к другой звезде к Солнцу. Космическое путешествие совершалось в ковчеге, каковым и была сама Земля.

Сведения о звезде Сириус и ее компонентах, сообщаемые мифом, получить без использования современных оптических инструментов невозможно, и тем не менее они есть. Но поражает не только этот сенсационный аспект. Система знаний, изложенных в мифе, обладает беспрецедентной целостностью и глубиной. По словам одного из старейшин племени, «знание — это познание человека, но также и всего того, что не есть человек, так как ему было дано познать то, что не есть он». Догоны владеют астрономией, у них есть календарь, счет, широкие сведения в анатомии и психологии человека, представления о генетике, систематизированная фармакопея. И при этом у догонов нет письменности. Миф передается в устной традиции из поколения в поколение и опирается на существующую у племени систему знаков и рисунков и диаграмм. В мышлении догонов все выражаемое знаком и есть знак. Бог качал сотворение мира с того, что записал в знаках все, что будет создано, и все, что с этим созданным когда бы то ни было случится. Все предопределено, для случайности не остается места. Новых знаков человек создать не может, потому что создание нового знака, не записанного богом, означает акт творения. Но человеку не даны функции создателя.

Согласно мифу, первоосновой всего был бог по имени Амма. «Амма» означает «держать зажатым, сильно сжимать в объятиях, удерживать на месте». Он был до появления всех вещей и ни на чем не покоился. Его обитель (она же является им самим)— яйцо, полностью замкнутое и содержащее в себе четыре первоосновы вещества (земля, вода, воздух и огонь) — четыре основы будущего пространства. Протоэлементы внутри яйца имели яйцевидную форму и склеивались самим яйцом, в своем единстве они выглядели как зернышко проса. Поэтому Амма и есть маленькое зерно проса белого цвета.

Одна из современных гипотез предполагает, что рождение Вселен-ной произошло в результате неустойчивости вакуума, находившегося в особом состоянии, называемом вакуумоподобным. Вакуум сосредоточил огромную энергию, эквивалентную, как минимум, энергии вещества современной Вселенной. Вещество как таковое отсутствовало, а внутренние структуры вакуума были разрушены сверхмогучим тяготением. Разрушенным оказался и пространственно-временной континуум, пространство и время присутствовали лишь потенциально. Теоретическая физика утверждает, что такое возбужденное состояние вакуума создает в нем сильнейшее натяжение, «противодавление». Оно привело к «большому взрыву» — расширению чрезвычайно плотного вещества из первоначального ничтожно малого объема, который око занимало. В процессе «большого взрыва» произошло рождение Вселенной.

Акт творения Амма качал с того, что начертил в себе самом, то есть внутри яйца, план будущего Мира и его расширения. Начертано это было «водой» — а виде системы из 266 «знаков Аммы». Миф детально описывает символы, их иерархию, расположение в яйце, а также способ «сообщения жизни» — превращение знаков в вещи и последующий их выход из яйца в виде вихревых спиральных потоков. Создав «проект», Амма приступил к изготовлению протовещества из четырех первичных элементов. Он послойно сложил элементы, склеив их своей слюной, Получилось зернышко (это было семя акации), которое легло в основу первого варианта мира. Сам процесс создания описан весьма детально: Амма собрал некое инженерное сооружение, в котором образовались исходные зародыши вещей и зерен диких растений. Сооружение отдаленно напоминает реактор, из которого эти зародыши выбрасывались в мир, где они должны были развиваться. 

Вот любопытный фрагмент описания действия «реактора»: «Амма поместил «руку Лиса» (центральную деталь инженерной композиции в форме ковша — Р. Р.) между верхней и нижней иголками, и этим начались вещи. Амма заставил поворачиваться «руку Лиса» между остриями, рассыпая то, что находилось в ней: все разновидности вещей вышли оттуда. Рука Лиса, будучи вверху утробой, содержала все сущие вещи мира; опрокидываясь вниз, все вещи разбрасывала». Можно предположить, что так называемые иголки создавали неизвестное Ноле, в кото- ром и работал ковш-утроба.

Однако первая попытка создания мира оказалась неудачной: послойное соединение протоэлементов в «зерно» было непрочным, и «вода» покинула его. И Амма разрушил все сотворенное, он оставил лишь семя акации и зародыши диких растений, а потом внедрил их в новый вариант мира. Эти семена – единственные свидетели «мира, который предшествовал».

Я обратил внимание на следующие моменты в этой части мифа.

Создание мира Амма начал с «проекта», то есть с неизбежной в нашем мире процедуры, предшествующей созиданию. Не следует только забывать, что по представлениям догонов знак и вещь, которая ему соответствует, понятия эквивалентные, поэтому нарисовать знак уже означает создать основу вещи.

«Проект» содержал «программу» образования и развития создаваемого мира. Программа напоминает известную в науке генную программу развития любого организма, заложенную в зародыше и определяющую облик и путь развития будущего организма во времени и пространстве. Конкретную работу по созданию мира Амма начал с эксперимента, в ходе которого он обнаружил просчет в намеченном способе создания вещественной основы своего детища. Эксперимент проводился на созданной для этой цели установке, напоминающей реактор, работающий на неведомых нам принципах. В других известных нам космологических мифах ничего подобного нет.

Новый акт творения Амма начал с исправления первоначальных «проекта» и «программы». На этот раз предусматривалось создание не только растений, но и человека, который становился центральной частью «проекта». Амма разработал новую технологию создания вещества из протоэлементов: послойному их соединению он предпочел перемешивание непрерывным движением, в результате чего они прочно объединились в новую субстанцию. Такой субстанцией стало. зерно проса По. Зерну По было сообщено двойное начало: мужское и женское.
«Проект» мира Амма уместил в зерне По. Знаки, составляющие По, располагались в яйце Аммы по спирали. Спираль выражает внутреннее движение, жизнь.
Закончив «проект», Амма воздействовал на знаки, он «открыл глаз», то есть инициировал выход спирали из яйца. Спираль пришла в движение, стала «поворачиваться в другом направлении» утробы Аммы. Его «глаз» оказался в дыре и стал светом, осветившим мир и пробудившим реализацию «программы».

«Когда Амма разбил яйцо мира и вышел из него, возник вихревой ветер. Зерно По, которое есть самая маленькая вещь, было создано, невидимое, в центре; ветер был самим Аммой». Прорыв оболочки яйца сопровождался выводом наружу пространства. Как сообщается в мифе, Амма создал 14 «наслоенных» пространств, в которых затем были образованы 14 разных миров. При этом сам Амма и зерно По оставались первоосновой всего. Всю пространственную структуру мира Амма завернул спиралью, спиралью завернулись и звезды Вселенной. После «взрыва» зерна По произошли взрывы еще семи зерен, родившие в каждом из пространств спиральные звездные миры. Согласно мифу, Солнце и Земля находятся в четвертом звездном мире, ставшем местом жизни людей. Но и в других пространствах, на находящихся там других «землях», Амма также создал живые существа.

Выйдя из яйца, зерно По вращалось и излучало частицы вещества, что сопровождалось звучанием и свечением, но при этом все оставалось неслышным и невидимым. Это было скорее мыслью, чем словом. В новом варианте творения зерно По стало отражением сущности вещества.

Приведу одну, с моей точки зрения, важную цитату из труда Гриоля и Дитерлен: Таким образом, в силу своей малости По является представлением начала всех вещей. (Все созданные Аммой вещи начинаются как маленькое зерно По.) И в силу этой бесконечной малости создаваемые Аммой вещи образуются конечным соединением одинаковых элементов: «Амма начал делать вещи маленькими, как По; он продолжал прибавлять маленькое к маленькой этой вещи, вещь становилась большой» (угловые кавычки выделя- ют в тексте слова наставника).
Амма как бы олицетворяет фундаментальную силу, удерживавшую материю в исходном вакуумоподобном состоянии, а затем вызвавшую фазовый переход, о котором у нас уже шла речь, При этом реализовалось пространство—время, выделилась огромная энергия, превратившаяся в вещество, началось расширение вещества из первоначально малого объема, который оно занимало. Иначе говоря — произошел «Большой взрыв».

Очень любопытно представление догонов о структуре пространства мира, о существовании то ли семи, то ли 14 структур пространства, каждого со своими спиралевидными звездными мирами.

Возникает естественный вопрос: каким путем получены догонами знания, отраженные в мифе! По нашим представлениям, они недоступны людям, которые не имеют письменности и ведут (в наши дни) относительно примитивный образ жизни. Различные мнения на этот счет обсуждались, в частности, в статье В. Рубцова и А. Урсула, опубликованной в журнале «Наука и религия» (№ 5, 1990). Авторы справедливо отвергают предположения о научной недобросовестности М. Гриоля и Ж. Дитерлен, о фальсификации ими мифа. Научная репутация Гриоля безупречна. Что касается его соавтора, Дитерлен, то она не обладала необходимыми для такой мистификации знаниями в области астрономии и космологии. Несостоятельно также предположение о современном «засорении» мифа цивилизованными знаниями («гипотеза миссионера»).

Вполне возможно, миф свидетельствует о том, что некогда человечество (или какая-то его часть) обладало весьма глубокими знаниями, но утратило их по неизвестным нам причинам (скорее всего, катастрофического характера). Возможно, существовал письменный источник, концентрировавший космологическую и мировоззренческую части этих знаний. Отзвуки потерянного знания с довольно низкой их сохранностью отразились в большинстве космологических религиозных мифов. Версия, излагаемая в мифе догонов, оказалась более близкой к первоисточнику благодаря устной традиции ее передачи без изменений из поколения в поколение. Скорее всего, существенный пласт исходных знании все еще скрыт в символике мифа, в системе знаков и рисунков.

Не менее интересна и другая часть мифа, рассказывающая о создании Аммой человека и первых 60 годах его жизни на Земле.
 
Маска догонов Kanaga
Маска догонов Kanaga


Нашим Солнцем был Сириус - часть 2
Р.Ровинский, доктор технических наук, профессор
«Наука и Религия. Ежемесячный научно-популярный журнал» №12, Декабрь 1991года. 19-21 стр.


Согласно догоновскому мифу, сотворение человека не было быстрым, одноэтапным процессом, как он описывается, например, в Ветхом Завете. Будущий человек с самого начала был включен Аммой в символику зерна По, то есть он изначально присутствовал в «проекте». Согласно «программе» развития мира, человек должен занять в нем доминирующее положение, ибо его предназначение – защита мира и присмотр за ним. Из 66-ти знаков спирали зерна По будущему человеку Амма отвел 44 знака. После «взрыва» яйца Аммы и выхода из нее спирали должен был начаться процесс реализации той части «программы», в которой предусматривалось создание человека. Этот процесс состоял из нескольких этапов и был растянут во времени.
Сначала Амма создал плаценту – место для выращивания зародышей предков человека. В мифе сказано: «Яйцо Аммы, обволакивающее все находившееся внутри вещи, превратилось в его плаценту». И это было не только место для выращивания живых существ. Веществом плаценты стал первичный элемент «огонь», перетерпевший изменение и ставший элементом созидания. Плаценту Амма согнул в середине и превратил её в две противолежащие части, вместе образующие мир. Этим действием Амма развернул пространство, отделил небо от земли, дал началу отсчету времени. В разделении плаценты отразилась всеобщая двойственность мира и будущего человека, разделение людей на мужчин и женщин. Внутреннюю часть плаценты Амма разбил на 6 ячеек, для выращивания в каждой по одному зародышу.

Зародышам первого предшественника человека оказалось рыба Сом (Нома анаганно). Естественно, что зародыш рыбы – это икринка. В «проекте» она записана в символах, входящих в спираль зерна По. Для ее овеществления были использованы четыре исходных элемента: «огонь», «вода», «земля» и «воздух». Но каждый элемент включался в икринку в свое время и служил для образования строго определенных частей и органов рыбы. В своем вещественном виде икринка была несколько больше зерна По и имела удлиненную форму.

Икринка была внедрена в одну из ячеек плаценты. На определенном этапе своего развития после проникновения в него «воздуха» Номмо анаганно получила жизнь и в дополнение к материальным своим основам получила от Аммы «духовные основы» -«души тела» и «души пола». Духовные основы записаны в проекте отдельными знаками, не входящие в спираль зерна По. Самым же главным «подарком» Аммы стало переданное рыбе сому «слово» - непреходящее бессмертное начало, вошедшее в него через кровь. Затем Амма приступил к размножению рыб: он образовал еще три икринки и поместил их в плаценту для последующего развития. Первые четыре экземпляра были самцами, впоследствии Амма стал создавать их двойников женского пола.

Обратим внимание на некоторые моменты. Во-первых, миф рассматривает человека как важную составную часть мироздания, но не как самоцель созидательного акта. На человека возлагается конкретная функция – быть смотрителем и охранником созданного Аммой мира. Во-вторых, как и при описании акта сотворения мира, рассказ о сотворении первых живых существ наполнен конкретным «технологическим» содержанием, созвучным с современными биологическими представлениями. В наши дни коллектив ученых, задавшийся целью создать искусственное живое существо, действовал бы почти по той же схеме, которая приведена в мифе: создание места для выращивания зародыша (плацента), создание самого зародыша с необходимым набором генетических программ (сопоставим 44 знака в символике будущего человека и 46 хромосом в генофонде людей), проведение процесса выращивание из зародыша полноценной особи путём снабжения его необходимыми элементами. Другое дело, что в наше время такая задача невыполнима. В-третьих, в мифы отражено представление о единстве растительного и животного мира, о связи исходных символов животных с символами зерна По. Эволюционный мотив виден и в том, что предками человека были рыбы. Наконец, в мифе присутствует обязательная часть любого религиозного учения – представление о бессмертной сущности, частице самого Бога, как об обязательно элементе жизни, человека.

В современной науке давно идет дискуссия о возможности описания феномена жизни только с опорой на представления физико-химических ее основах, либо признание некой материальной биологической сущности, не вытекающей из представлений о микромире вещества и действующих в нем фундаментальных силах. Сторонники второй точки зрения считают, что только так можно объяснить таинственный переход от «неживого» к «живому». Но пока нет доказательств, позволяющих серьезно рассматривать гипотезу о существовании помимо вещества реального биологического начала. Опыт развития науки показывает, что с каждым новым открытием в биологии подтверждаются физико-химические основы живого вещества. Укрепляется представление о том, что жизнь – это высочайший из известных науке уровней организации вещества, достигнутый в ходе продолжающегося миллиарды лет развития Вселенной. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что современная наука взяла на вооружение выдвинутый в средние века принцип, названный в честь его создателя «бритвой Оккама» избегать умножения сущностей без надобности, то есть не вводить неизвестную биологическую сущность, не убедившись, что исчерпали себя попытки объяснить своеобразие жизни, оставаясь на физико-химических позициях.

Вот что говорили догоновские наставники Гриоля и Дитерлен о создании предшественников людей: «Амма, сосредоточивший все вещи, заключил их в зерне По. Положенные слоями Номмо анагонно вышли из тела По. Четыре Номмо анагонно, вышедшие из Аммы, являются вождями, богатыми». Они вожди – как предки человека, а их богатство – это способность к размножению и обладание «словом» Аммы. В дальнейшем все четверо играли важную, изначально определенную для каждого из них роль в будущем развитии и организации мира. Об их предназначении в мифе сказано следующее:

«Первый из них, названный «большой Номмо», останется впоследствии на небе рядом с Аммой и будет его викарем. Знак и организатор неба-атмосферы, он станет распределителем дождя и проявится в грозе, громе, радуге, названной «дорогой Номмо». Он станет также хранителем духовных основ живых существ на Земле, и в частности, духовных основ зерновых культур (...) второй, названный «Номмо Титияие» (вестник или заместитель Номмо), является защитником и стражем духовных основ предшественников; ом будет также палачом и в этом звании «совершающим жертвоприношение». (...) Третий из Номмо назван «О номмо» (номмо пруда). Он будет принесен в жертву для очищения и перестройки мира после пагубных поступков его двойника. Поэтому он называется также «жертвенным Номмо». Он воскреснет в человеческом обличий и спустится на Землю в ковчеге вместе с предками людей, созданных из вещества его плаценты; там он примет свой первоначальный облик (рыбы Сома), устроится на жительство в водоемах и даст рождение многочисленным потомкам (...). Четвёртый, который в своей начальной сущности Номмо анагонно будет иметь имя Ого, не представлен рыбой. Действительно, в момент завершения вынашивания он восстанет против своего создателя и введет в мир беспорядок. В дальнейшем он примет облик Бледного Лиса, показывающий его вырождение. Потому что образование восьми совершенных существ, которым Амма доверил «слово» и которые должны были стать вождями, царями сотворенного, будет бесповоротно нарушено индивидуальными действиями и инициативами этого последнего».

Вот такой интересный поворот в творческом процессе могущественного Аммы преподносит миф в тот момент, когда, казалось бы, должна была наступить эра полной гармонии.

История отступника, противопоставившего себя Амме, полна драматизма. Будущий возмутитель спокойствия и порядка — Ого — формировался вместе с другим близнецом в нижней половинке плаценты (другая пара близнецов созревала в верхней половинке). Ого был заложен первым и потому несколько опережал своих братьев. Незадолго до срока своего рождения, когда Амма передал ему духовные основы и своё «слово», у Ого возникли с ним разногласия. Причиной разногласия миф называет женщину. Дело в том, что, следуя своему плану, Амма пожелал создать ещё четыре существа женского пола, которые смогли бы стать парами для четырёх развивавшихся в плаценте самцов. В этой связи Ого начал проявлять беспокойство и нетерпение. Он подумал, что ему не дадут напарницу. Не переубедили его и заверения Аммы, что она будет ему вручена в момент его рождения. Ого взбунтовался, он покинул своё место и пустился искать напарницу внутри плаценты. Это дало ему возможность осмотреться и обмерить плаценту, тем самым он создал меру пространства и связанного с ним времени. Не найдя искомого, Ого вырвался в первичный мрак, оторвав кусок плаценты, с которой был связан пуповиной. Так произошло его досрочное рождение.

Бунт Ого непоправимо нарушил порядок мира. Осмотрев в полном объеме творение Аммы во время своего путешествия по плаценте, Ого захотел завладеть им, самонадеянно считая себя способным сотворить свой мир, который будет не хуже, чем у Аммы. Но Амма был начеку.

Когда Ого вырвался в первичный мрак, оторвавшийся кусок плаценты завернулся вокруг него, образовав ковчег. Именно этот кусок плаценты содержал напарницу Ого, но Амма лишил ее духовных основ, спрятав их в оставшейся части плаценты. Ковчег же он превратил в Землю и первоначально ею целиком владел Ого.

В дальнейшем, когда Ого потерпел неудачу в попытке создать свой совершенный мир на Земле и привел ее к полному вырождению, он попытался вернуться на небо и найти в оставшейся там плаценте духовные основы своей напарницы. Таких космических путешествий у Ого было три и каждый раз он передвигался по маршруту Земля-Небо и обратно в новом ковчеге.
Когда Ого направился к плаценте, Амма приказал находившемуся там близнецу превратить плаценту в пылающий огонь, чтобы Ого не смог к ней приблизиться. Пылающую плаценту Амма заставил вращаться, превратив ее в Солнце. Так что Земля и Солнце— одного происхождения, это две части одной плаценты, в которой развивался Ого.

Эта часть мифа не может не вызвать у внимательного читателя некоторого недоумения. Получается, что всемогущий и все предвидящий Амма, создатель идеального порядка и гармонии, вдруг сталкивается с взбунтовавшимся собственным творением, действующим вопреки проекту и программе. Амма побеждает бунтовщика, но не воссоздает все в том виде, как до бунта. Более того, вся последующая история построения мироздания и людей в нем преподносится как продолжение вечной борьбы создателя со злостным нарушителем порядка и гармонии, с разрушителем того, что создает Амма.

Вместе с тем выясняется, что бунт способствовал созданию ряда важнейших элементов мироздания. Например, путешествие бунтовщика по плаценте привело к появлению меры пространства и времени, его выход из «утробы Аммы» создал Землю и Солнце, а в дальнейшем способствовал рождению окончательного варианта мира. Без бунта не было бы людей да и вся последующая их жизнь тесно связана с Ого в его новой ипостаси.

Дальнейшее знакомство с мифом открывает нам смысл бунта и его место в «Программе» Аммы. Оказывается, все это было предусмотрено и запланировано Аммой изначально. Смысл же совершившейся акции состоит в том, чтобы в мире были два противоборствующих начала, без чего невозможно ни завершение мира, ни его последующее развитие. Аналогичные мотивы мы встречаем во всех других религиозных учениях (вспомним хотя бы бунт некоторых ангелов против библейского демиурга).

Противоборство двух антагонистических начал — это общий принцип Природы, движущая сила ее развития. Современные научные представления о развитии Вселенной опираются на постулат об изначально присущих материи двух противоборствующая начал. Во-первых, веществу (поля и связанные с ними частицы), как одной из форм существования материи, присуща тенденция к достижению равновесия, в том числе и термодинамического. А следствием этой тенденции является разрушение упорядоченных структур, возврат от организованности к беспорядку, к хаосу. Во- вторых, веществу в такой же мере присуща тенденция к созданию и под- держанию неравновесных состояний, рождающих переходы от более простых к более сложным формам, от менее упорядоченных к более упорядоченным состояниям. Это фундаментальное свойство вещества получило название самоорганизации в широком понимании этого термина. Признание самоорганизации как фундаментального свойства (еще сравнительно недавно естественные науки его не признавали) объясняет главную особенность развития Вселенной — нарастание сложности и порядка в ней на протяжении всей реконструируемой наукой её истории.

Последующая история творения мира, рассказанная в мифе,— это история происков Ого против Аммы, которому приходится принимать ответные меры. «Все последующие усилия Ого,— говорится в мифе,— будут направлены на поиск и овладение своей потерянной напарницы, своей женской души, потеря которой была вызвана его спесивостью, его бунтом и последующими инициативами. Он её никогда не отыщет. Но своими действиями Ого внесет беспорядок в планы Аммы, ведь Ого не дождался своего двойника, то есть своего воспроизведения. Поэтому впредь он всегда будет одинок и слаб».

Важнейшим событием в борьбе с беспорядком стал акт очищения мироздания от внесённых в него Ого разрушительных начал. Одновременно этот акт позволил закончить творческую работу Аммы по созданию мира. Акт выразился в грандиозном жертвоприношении, совершенном по повелению Аммы одним из братьев-близнецов Номмо над другим. В качестве жертвы Амма избрал того Номмо, который развивался в одной плаценте с Ого. Жертвоприношении было совершенно на небе, в неповержденной части плаценты, которая не стала Солнцем.

Акт жертвоприношения описывается чрезвычайно скрупулезно, ведь в дальнейшем, после появления людей на Земле, они будут периодически повторять его (над животными), чтобы поддержать мироздание и Землю в очищенном, пригодном для жизни состоянии. В результате этого акта жертвенный Номмо в страданиях был расчленен своим палачом (другим Номмо) полностью, с отделением буквально всех органов. Из расчлененных частей и отдельных органов Амма последовательно создал планеты (Венеру, Марс, Юпитер), звезды, начиная с Сириуса и других ярких звезд, а также созвездия. Параллельно с созданием космоса из тех же частей тела Номмо создавался животный мир. Так что все живое на Земле, включая будущих людей, связано с космосом, с планетами и звездами общим происхождением, общими путями развития.

Об удивительных обширных астрономических знаниях догонов, раскрывающихся в описываемом процессе жертвоприношения, дает представление следующее беглое перечисление содержащихся в мифе упоминаний: Солнце — вращающаяся звезда; Венера, Марс и Юпитер, как и Земля, вращаются вокруг Солнца; у Юпитера имеются четыре спутника (астрономы знают, что спутников у Юпитера значительно больше, но первые четыре, о которых упоминает миф, были открыты Галилеем лишь после создания оптического прибора — телескопа); Земля вращается вокруг оси, проходящей через Полярную звезду в Северном полушарии и звезду Южный Крест — в Южном; Звезда Сириус, называемая догонами «пупом мира, представляет собой трёхкомпонентную звездную систему (первым, кто выделил у Сириуса второй компонент, был известный астроном и математик Бессель. Это случилось в конце прошлого столетия. 

Позже было установлено, что второй компонент — Сириус В — является белым карликом. Третьего компонента Сириуса астрономы не знают); период обращения Сириуса В около Сириуса А составляет 50 лет (по астрономическим данным он равен 49,9 лет); Млечный Путь — спиральная звездная система, входящая в еще более обширную спиральную систему. Что ж, совсем неплохо для людей, не имеющих астрономических приборов, не владеющих расчетными методами небесной механики, не знакомых с теорией относительности и не знающих письменности.
Итак, жертвоприношение завершило процесс создания основ запланированного Аммой мира. Он потребовал от одного из предшественников людей пройти через страдания, но, как говорили наставники этнологов, «если ты желаешь упорядочить мир, ты обязан испытать большие страдания».

А что стало с Ого? После завершения преобразования Амма превратил его на Земле в Бледного Лиса. «Одинокий, неполноценный и вечно бунтующий, но активный, он станет необходимым элементом развития жизни на Земле. Поэтому говорят, что Амма сам вызвал описанные действия Ого, чтобы осуществить проверку формирующегося мироздания: Амма заставил сделать все эти вещи Лиса, чтобы с его помощью попробовать этот мир». Лис положил начало земледелию, посеяв на Земле похищенные у Аммы зерна растений, он будет указывать дорогу людям для их расселения, он станет покровителем колдунов и прорицателей.

Заключительным актом излагаемой в мифе истории создания мира стало воскресение жертвенного Номмо и появление людей. Амма воскресил Номмо, собрав его части и использовав сохраненные жизненные органы, по которым должно проходить «слово». Но воскрес Номмо не как рыба, а как разнополая человеческая пара.

Здесь необходимо дать пояснение. Пока все Номмо анагонно находились в утробном состоянии, в своей плаценте, они были двуполыми, объединяя как четыре «души мужского пола», так и такое же количество «душ женского пола». В момент рождения у Номмо сохранялись мужские начала, а женские начала оставались в плаценте, из нее же и образовывалась женская особь. Именно это имел в виду Амма, когда обещал Ого вручить ему напарницу при рождении. Но Амма запретил Номмо половые сношения со своей плацентой (она ведь выполняла роль матери, это было бы кровосмешением). И лишь для пары, образовавшейся при воскрешении жертвенного Номмо, было сделано исключение: «Их половое единение, то есть женитьба, станет возможным, поскольку оно необходимо для воспроизведения и распространения существ, отвечающих первоначальным предназначениям Аммы». От этой пары произошли восемь предков человека (4 пары). Они вместе с парой бывших Номмо, всего 10 особей, были помещены Аммой в космический ковчег и отправлены на Землю. Так началось заселение Земли людьми. От первых людей пошли пять первоначальных человеческих родов. А жертвенный Номмо передал людям свои духовные основы, опять стал Сомом и поселился в прудах. В дальнейшем он останется покровителем людей и через посредство своих духовных основ будет участвовать в их жизни.

Нерасшифрованность некоторых моментов мифа, возможно, связана с особенностью системы наставничества у догонов. Посвященному сначала рассказывается фрагмент мифа в общем виде. Если у него возникают вопросы, наставник отвечает на них. Ответы могут порождать новые вопросы, и процесс углубления а тему идет до тех пор, пока не иссякнут вопросы. По своей инициатив наставник ничего не поясняет. Таким образом, глубина проникновения в тему зависит от личности посвящаемого и умения ставить вопросы. А поставить полноценный вопрос, как известно, — самое трудное.

В галерее "Мухомор" вы можете купить маски и статуэтки народности Догоны
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов к записи.
 
© Afroart.ru | Копирование материалов допускается только при указании на источник активной гиперссылки

Рейтинг@Mail.ru