Маски и скульптуры народности Makonde

Маски и скульптуры народности Makonde

Makonde являются этнической группой, которая проживает на юго-востоке Танзании (1,1 млн человек), на севере Мозамбика (230 тыс) и Кении (несколько тысяч).

Маконде успешно сопротивлялся хищникам африканских, арабских и европейских работорговцев. Они не попали в колониальную зависимость вплоть до 1920-х годов. Впрочем, в конце 19 века вожди 19 племен Танзании заключили договор о протекторате с Германией. По итогам Первой мировой войны власть в Танганьике и Занзибаре получили англичане.

В 1960 году Танзания получила независимость в результате революции, которую организовали Маконде. Революционное движение FRELIMO финансировалось от продажи резных фигурок Маконде, и эта революционная группа стала основой революционного движения. В Мозамбике Мадонде, благодаря своей роли в сопротивлении португальскому колониальному правлению, остаются группой влияния в политике страны.

Маконде говорят на английском в Танзании, португальском в Мозамбике, а также суахили и макуа в обеих странах. Маконде традиционно являются обществом матрилинейных отношений, в котором дети и наследование имущество переходит по женской линии. Традиционная религия - это анимистическая форма поклонения предками, хотя Маконде из Танзании номинально мусульмане, а в Мозамбике - католики и мусульмане. 

Маконде наиболее известны своей резьбой по дереву, в основном из черной древесины ( Dalbergia melanoxylon, или mpingo), и соблюдением ритуалов связанных с половым созреванием. Также Маконде вырезают предметы домашнего обихода и маски. После 1930-х годов португальские колонизаторы и другие миссионеры прибыли на плато Маконде и сразу же проявили большой интерес к искусству Маконде, так как были очарованы резьбой по дереву. 

 

Колонизаторы сразу начали заказывать у мастеров Маконде разные предметы - от религиозных до бюстов политических деятелей. Скульпторы Маконде, заметив такой интерес, решили вырезать новые фигуры с помощью pau-preto (древесины черного дерева, Diospyros ebenum) и pau-rosa (Swartzia spp.)

Этот первый контакт с западной культурой можно считать первым введением классического европейского стиля в традиционный стиль Маконде. Начиная с 50-х годов прошлого века было разработано так называемое современное искусство Маконде. Важным шагом было превращение в абстрактные фигуры, в основном духи, Шетани , которые играют особую роль. Этот стиль Шетани возник в начале 1950-х годов мастером-резчиком Самаки Ликанкоа, чей покровитель Мохамед Пера, художественный куратор в Танзании, сыграл важную и решающую роль в влиянии на современное искусство искусства Маконде. Некоторые скульпторы Маконде, самый известный из которых - Джордж Лугвани, полностью обрели абстрактный стиль резьбы.

Маконде также являются частью современных современных художников Африки. Самым признанным в мире таким художником был Джордж Лиланга .

Экслибрис ритуального искусства Маконда - это уникальные маски Мапико, которые использовались в ритуалах совершеннолетия до контакта с миссионерами в XIX веке. Эти маски кропотливо вырезаны из единого куска светлого дерева (обычно «sumaumeira brava») и могут представлять духов («shetani»), предков или живых персонажей (реальных или фантастических). Танцовщица носит их так, что видит сквозь рот маски, и маска смотрит прямо, когда он наклоняется вперед. 

Самым популярным является стиль Shetani («шетани»), созданный Самаки Ликанкоа в 1960-х годы. Существует легенда о том, что Самаки принес заказчику работу в реалистическом стиле. Случайно скульптуру уронили, и она раскололась на две части. Вид двух половинок, каждая с одной рукой, одной ногой, одним глазом, одним ухом, одной ноздрей понравился белым. Первая скульптура Самаки в таком стиле была моментально продана.  

«Шетани» - это дух или демон восточноафриканской мифологии. Физически shetani может появляться как искаженный человек и любое животное в деформированном виде. 

Второе направление резьбы Маконде - изготовление "Дерева жизни", которое может достигать 2 метров в высоту. 

Третье направление - стиль «мавингу», автором которого является Клемент Нгале. Из дерева вырезается фигура, напоминающая человека «без лица», в подобии головного убора. В правой поднятой руке - «луна», в левой опущенной руке – «земля». Нгале свое первое создание назвал «мавингу» (на суахили облака) и сказал, что идея пришла к нему, когда он любовался прекрасным ранним утром.

Стили Джилиджиа, Кимбулумбулу, Мандандоса, Тимбатумба, вдохновленные традиционными верованиями,  придумал один человек  - скульптор Чануо Маунду. Для Джилиджиа характерно изображение фигуры с большим выпуклым глазом и страшными находящимися наружу зубами. Скульптура олицетворяет страх человека, который он испытывает, находясь один в лесу. На языке маконде слово «кулиджиа» означает «быть пораженным». 

Кимбулумбулу возник в начале 1990-х годов. Скульптура антропоморфической фигуры с чертами лица, изображенными абстрактно. Огромный глаз, нос и рот, размещенные в не соответствующих им положениях, ноги такой формы, что напоминают голову.

Скульптура кимбулумбулу представляет растяпу, который все делает как попало. Скульптор  берет за основу слово «куумбулука», что на языке маконде означает нервное поведение.

Стиль Мандандоса воплощает злой дух, с помощью которого колдуны наносят вред в племенном сообществе. В былые времена, когда между семьями маконде вендетта являлась вполне обычным делом, мандандоса использовалась как тайное оружие. 

Тимбатумба появился в середине 1980-х годов. Он представляет скульптуру тыквообразной формы, украшенную выгравированными узорами, напоминающие татуировки маконде. Первоначально Чануо вырезал фигуру «ситумба» (тыква), а потом она стала половиной тыквы, половиной другой фигуры. Современные стили Маконде и под-стили продолжают создаваться и в современное время. 




Показано с 1 по 9 из 9 (всего 1 страниц)