Яркие образы наивной Африки для создания интерьера

  • Просмотров: 8268
Специально для биржевого конкурса "Алгоритмус 2016"

Африканское примитивное (наивное) искусство было открыто во время колонизации европейцами черного континента примерно 150-200 лет назад. Речь идет о странах Западной Африки, которые располагаются вокруг Гвинейского залива (Габон, Камерун, Нигерия, Бенин, Того, Гана), Конго (11 место в мире по площади территории), Анголе и странах, расположенных несколько севернее: Мали, Кот д’Ивуар, Либерия.

Сегодня на арт-рынке Европы и США пользуются спросом ритуальные маски, статуэтки, двери (окна), предметы быта (гребни для волос, деревянные подголовники). Важно понимать, что по своему функционалу маски и статуэтки имеют отличия. Статуэтки (скульптуры) - это вместилища духа (фетиши), которые соотвественно обладают определенными свойствами сами по себе. Маска - это инструмент, который позволял надевшему ее человеку осуществлять контакт с духом. То есть маска без человека и ритуала является "спящим" приспособлением. Таково мнение экспертного сообщества. 

 
Карта Африки
 
Кроме визуальной составляющей, ценность предметов "наивного" искусства Африки заключается в том, что они создавалсь для использования в быту в соотвествие с картиной мира африканцев, и для ее понимания следует знать историю освоения "Черного континета", которое осуществлялось по двум направлениям.

Первое – это торговля рабами, второе – добыча полезных ископаемых и вывоз продуктов сельского хозяйства. Однако если при колонизации Америки местный уклад жизни был почти полностью уничтожен или согнан в резервации, то на аналогичную процедуру в Африке у белого человека не оказалось достаточно ресурсов. Кроме того, чернокожие братья оказались в чем-то гибче индейцев. Например, вывоз негров из Африки на Гаити и в США привел к странному симбиозу культа вуду и католицизма. Сегодня и на Гаити и в Новом Орлеана проживет значительное количество вудуистов, и куклы с иголками сошли им с рук. Сегодня белый человек в явном виде не преследует инаковерящих, а в Бенине вуду (водун) – официальная религия.
 
Непосредственно на территории Африки колонизация 150 лет назад проводилась огнем и мечом. Европейская администрация боролась с местными шаманами за влияние на народ, поэтому культы, отличные от христианских, были запрещены, а предметы культа уничтожались или вывозились в европейские коллекции.
 
По времени это совпало с расцветом импрессионизма и постимпрессионизма в Европе. Богема обратила внимание на «наивное» искусство Африки и сделала его популярным. Это несколько романтизировало черный континент и вывело его из статуса задворок цивилизации. История жизни художника Гогена, который было биржевым брокером, но бросил это занятие и поехал ближе к природе (Перу, Панама, Таити), стала символом того времени. В начале XX века упадок в обществе, который характеризуют как «депрессия, декаданс и кокаин» сделал популярными учения в духе мадам Блавадской, телепатию, йогу и марксизм. В 20-е годы настроения в стиле Гогена описали Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев» в главе «Рассказ о гусаре-схимнике». Напомню, что граф Алексей Буланов бросил цивилизованную жизнь и стал жить в лесу в намерении обрести покой. Но клопы, которые его кусали, заставили вернуться обратно в общество.

Отмечу, что такого рода настроения были характерны не только для отдельных личностей. Адольф Гитлер имел личного экстрасенса Лаутензака и вообще рейх всячески использовал оккультную символику.
 
Внимание к культам вообще, и к африканским в частности позволило сохранить предметы, которые использовали африканцы. В Европейских странах энтузиасты стали собирать африканские предметы, появились галереи. В Бельгии известность получили тесть и зять Барьбе и Мюллер, коллекции которых хватило на создание музея. Собранные ими предметы стали известны и узнаваемы.
 
А в конце XX века, крупнейшие европейские аукционные дома смогли популяризовать «наивное» искусство и сделать его массовым. Журналисты Forbes, как это часто бывает, прямо и без сомнений утверждают о том, что Африку «раскрутил» Sotheby’s, и возможно, так и есть. По большому счету, за такую популяризацию, можно поблагодарить французов.

Сегодня многие предметы африканского искусства стали своего рода арт-брендами, аналогично русской матрешке. При этом. если матрешка - это изобретение дизайнера по заказу купцов, то африканские маски - это утилитарные предметы для взаимодействия с духами. По мнению экспертов африканистов, жители "черного континента" не создавали предметов для украшения жилища. Маски для них выполняли определенные функции, также как для белого человека полка для обуви или почтовый ящик имеют вполне прикладное назначение, 

Африканские маски и статуэтки стали арт объектами именно для белого человека. Маски и статуэтки по-прежнему изготавливаются мастерами по местным канонам, а затем эти предметы попадают на фетиш маркеты, где их покупает местное население или иногда белый человек. Бывшая в употреблении маска или статуэтка (фетиш) может вновь попасть на продажу, если предмет испорчен (треснул, раскололся) или выполнил свои магические функции.

Увлекающийся наивным искусством коллекционер, безусловно, рассматривает предмет как с эстетической точки зрения, так и со смысловой. Коллекционирование таких предметов - увлекательное занятие, которое обогащает энтузиаста новыми знаниями. Однако следует отметить. что использование африканских масок и статуэток исключительно в декоративных целях также имеет право на существование. Отдельно висящая на стене маска или выставленная статуэтка фетиш в жилом помещении или офисе, внесут нотки оригинальности в интерьер. 

На один из самых часто задаваемых вопросов о том, "а не опасны ли маски и фетиши" нет прямого ответа. Если вы чувствуете беспокойство - воздержитесь от покупки маски или статуэтки. Галерея "Мухомор" разделяет высказывание Иисуса Христа о том, что "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят", поэтому весь ассортимент галереи (более сотни аутентичных предметов) находится в жилом доме вместе с людьми и кошками. 

 
Кошка Сигма и африканская маска Punu (Габон)
Кошка Сигма и африканская маска Punu (Габон)

Среди предметов африканского искусства на сегодняшний момент сформировлись бренды. Из всего множества выделились "марки", которые стали известными и популярными (дорогими).

Для понимания этого аспекта следует вспомнить о том, что высадка европейцами в Африку происходила в Гвинейском заливе. Поэтому наиболее изучена культура близлежащих стран (Габон, Бенин, Конго, Кот-д'Ивуар...). Специалисты говорит о том, что в глубине материка африканцы продолжают жить прежней малоизвестной для нас жизнью. 

В первую очередь следует выделить маски народности Фанг из Габона. Самые известные маски Фанг – это маски общества Ngil, которое выявляло злых колдунов, а может быть, и само было сборищем бандитов. В 1911 году Ngil было запрещено колониальной администрацией.
Маска Fang Ngil
 
Очень известна маска Punu – женщины, как правило, с белым лицом. Известно, что эта маска использовалась в похоронных церемониях и служила для взаимодействия с духами. По некоторым данным, маска отображала идеальную женщину.
 
Маска Punu Габон
 
Получили известность так же куклы народности Ашанти (Гана), которые носили женщины для того, чтобы у них рождались красивые дети.
 
Кукла Ашанти (Ashanti)
 
Сегодня известны статуэтки фетиши с гвоздями Nkisi Power, которые широко использовали и используют в Конго (народность Баконго). По данным одного из коллекционеров предметов африканского искусства, Nkisi делали с целью защиты, лечения или нападения. Вбитый гвоздь означает, что колдун дал фигурке задание. Nkisi не имеют единой канонической формы, но, безусловно они обладают общими чертами. Заклинание колдуна, который готовит Нкиси, звучит так: 

Здесь ничто не пользуется уважением; 
Пальмовые орехи исчезают, плоды инжира исчезают. 
Поэтому, кто бы ни пришел сюда с воровскими замыслами, 
Последуй за ним, 
Сломай ему шею, 
Пусть кровь пойдет из его рта, 
Пусть кровь пойдет из его носа, 
Пусть кровь пойдет из его кишок. 
Сломай ему хребет. Во имя господина Мбумба, Проклятием Мбумба. Что ты тогда сделаешь? Убей! (источник: Маски и скульптура тропической Африки. Ан. Громыко
)
 
Фетиш Nkisi Power


 
 
В другой категории фетишей использовались «закладки». Например, после рождения ребенка оставались органические материалы, которые закладывали в деревянную фигурку-фетиш. По замыслу создателя такой фетиш должен был защищать ребенка.
 
Фетиш Bateke, Конго
 
Известнейшей африканской маской является Pende с искаженными чертами лица, которую в Конго использовали для исцеления душевнобольных. Эта маска в свое время оказала влияние на Пикассо и его творчество.
 
Пикассо и маска Pende
 
Реликварий Мбулу-Нгулу можно увидеть даже в кинофильмах. Для создания африканского стиля в интерьере его часто используют. При этом Мбулу-Нгулу - это часть конструкции, в которой хранится прах предков.
 
 Реликварий Mbulu Ngulu
 

Lobi Bateba (Буркина Фасо) - представитель бога на земле. Когда то люди жили в Эдеме, но мужчины стали конфликтовать из-за женщин. поэтому бог их отправил на землю, но передает указания людям посредством данной статуэтки. 
Примечательно, что один из лидеров биржевого конкурса "Алгоритмус" имеет аватар, похожий на Lobi Bateba (см страницу конкурса)

Аватар участника конкурса Алгоритмус, похожий на Bateba Lobi
Аватар участника конкурса Алгоритмус, похожий на Bateba Lobi
 
Статуэтка Bateba Lobi, Буркина Фасо
Статуэтка Bateba Lobi, Буркина Фасо
 
Сегодня вы можете купить в России ритуальные африканские маски и статуэтки в галерее «Мухомор». Посмотреть вживую их можно в городе Королев (Московская область)