Как, из чего и для чего делают африканские маски и скульптуры

Книги, журналы, статьи, каталоги выставок по искусству Африки, а также этнографические материалы, которые освещают культы, традиции, верования
Правила форума
Книги, журналы, статьи, каталоги выставок по искусству Африки, а также этнографические материалы, которые освещают культы, традиции, верования
Вы находитесь на форуме галереи "Афроарт". Интернет магазин галереи находится на сайте https://afroart.ru
Аватара пользователя
oligarhist
Администратор
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 04 авг 2015, 22:59

Как, из чего и для чего делают африканские маски и скульптуры

Сообщение oligarhist »

Распространение масок на территории Африки ограничено достаточно четко: это Тропическая Африка, главным образом Западная.

Область бытования масок включает Республику Гвинею, особенно ее южную часть, Лесную Гвинею (народ бага), Либерию, Республику Берег Слоновой Кости (народы сенуфо, дан, гуро, бауле). Широкой известностью пользуются обряды и церемонии масок народов бамбара и догонов Республики Мали (у догонов существует до восьмидесяти типов масок). В Нигерии маски распространены у народов йорубе и ифе. Побережье Камеруна и особенно Габона прославилось масками племени фанг. Разнообразно представлены маски в бассейне Конго у народов баконго, ба-сонго и многих других. В Анголе у народа чокве маски играют большую роль в религиозных обрядах и в быту. В противоположность этому народы Восточной Африки, за некоторыми исключениями, масок не знали.

Скульптуру и скульптурную резьбу распределяют по трем основным жанровым группам.

Первую группу составляют резная скульптура из дерева. Это изображения различных духов, предков или определенных исторических лиц, а у племен с развитой мифологией — богов.

Вторую группу составляют маски. В эту группу входят маски для различных обрядов, маски колдунов, танцевальные маски и маски тайных союзов.

Третью группу составляет скульптурная резьба, украшающая самые разнообразные предметы.

Скульптура

По своему назначению скульптура имеет определенную магическую функцию. Чаще всего изображают предков или духов, а художник-резчик нередко бывает одновременно местным колдуном или знахарем. Такое особое, назначение скульптур определяет их условно-символический характер. Чаще всего резчик исходит из того, что наибольшее значение в образе человека имеет голова, в частности лицо, поэтому он концентрирует внимание на голове, изображая ее непомерно большой. Так, например, в фигурах баконго, представляющих духов болезней, головы занимают до двух пятых размера всей фигуры, что давало возможность с особой силой устрашать зрителя. По сравнению с головой туловище трактуется упрощеннее. На нем тщательно отмечается лишь то, что существенно с точки зрения мастера: признаки пола и татуировка. Что же касается деталей одежды и украшений, то они изображаются редко. Их функция носит в основном ритуальный характер, помогающий «узнаванию» того или другого персонажа. Большое значение имеет повышенная экспрессия в передаче общего эмоционального состояния образа: устрашающий гнев или спокойствие, мягкая гибкость движения или же его напряженная порывистость.

Вырезая изображения предков, художники создают достаточно точные "портреты", поскольку в этом случае желательно наиболее верно передать все характерное в строении человеческого тела. Особенностью многих статуэток являются углубления в голове и животе фигурок. Такие изображения делались обычно после смерти человека по заказу его наследников.

Предполагалось, что дух покойного на некоторое время вселится в свое изображение, чтобы потом покинуть его навсегда. Чтобы дух покойного вселился в фигурку, брали порошок из пережженных костей умершего и вместе с различными снадобьями насыпали в эти углубления, закрывая их пробкой. Лишь после этого она считалась «одушевленной» и к ней обращались с молитвой о помощи. Фигурка находилась среди домашних святынь до тех пор, пока сохранялась память об умершем, а затем ее выбрасывали. Так как статуэтка должна изображать реально жившего предка, ей старались придать портретные черты. Она должна была иметь все физические признаки, характеризующие покойного, в том числе и его физические недостатки. Голова изображается особо тщательно, со всеми характерными чертами головного убора племени. На лице старательно отмечаются знаки племени - татуировка или, точнее, рубцы (темный цвет кожи африканцев не дает возможности наносить татуировку, поэтому ее заменяют разрезами на коже, которые при заживлении дают рубцы красновато-фиолетового цвета). Скульптуры почти всегда дополняли одеждой и украшениями. На руки фигурок надевали кольца, на шею и туловище — бусы, на бедра надевали передник. Если статуэтка представляла собой духа, к которому обращаются с просьбами, то нередко ему в дар приносили бусы, раковины каури, которые сплошь закрывали все изображение.

Маски

Особую категорию деревянной резной скульптуры представляют маски. Маски возникли в глубокой древности и сохранились до наших дней. Все важные вехи жизни африканцев - рождение ребенка, достижение совершеннолетия, брак, смерть - сопровождаются ритуальными празднествами, обрядами, церемониями.

Под словом „маска” чаще подразумевается, взятый в отдельности предмет, закрывающий лицо и изменяющий облик человека, но это также и образ создаваемый с её помощью. Маски-личины изготавливаются из однородных материалов (дерева, кости, металлов) с добавлением кожи, волос, шерсти, перьев, растительных волокон, зубов, рогов, раковин, бус. Большую роль играет раскраска, чаще всего многоцветная.

Африканские маски являются замечательными произведениями искусства. Однако, рассматривая их обособленно, как они обычно выставлены в музеях, мы получаем неполное представление о силе их воздействия. В реальности зрители видят маски только во время совершения обрядов, где их дополняет одеяние маски: волосы и головной убор. Маска может быть укреплена на темени, может закрывать всю голову, может закрывать только лицо. Полный наряд маски закрывает часто не только весь корпус, но и руки и ноги ряженого, а волочащийся шлейф заметает её следы. Маска вещает измененным голосом. Нередко применяются ходули или подставки, так что фигура приобретает гигантские размеры. Главное то, что маска в целом, от наголовника до волочащейся бахромы одеяния и украшений-погремушек, рассчитана на движение. Будь то медленное шествие или головокружительная пляска, маска постоянно подвижна, она живет. Даже такие маски, у которых помимо головы весь корпус носителя заключен в деревянный футляр-цилиндр, так что получается подобие статуи или колонны-кариатиды,— даже эти „живые скульптуры” во время представления очень подвижны. И так как маски всегда выступают под звуки барабанов, рогов или погремушек, то не трудно себе представить то ошеломляющее впечатление, какое производят эти представления.

Носителями масок были мужчины, посвященные в таинство обряда. Женщинам и непосвященным не разрешалось даже видеть маски. При звуках, извещавших об их появлении, женщины и подростки скрывались в хижинах.

Типология масок

Древнейшими по происхождению являются маски-тотемы. Чаще всего это изображение животного - покровителя, тотема рода. Маски буйволов, антилоп, обезьян представляют собой совершенно реалистические изображения животных.

Древние маски также широко используются многими народами Тропической Африки в обрядах инициации, знаменующими собой перевод юношей и девушек в возрастной класс мужчин и женщин, а также связанных с посвящением молодежи в тайны и мифы племени. Инициация совершается обычно раз в несколько лет. Примерно до 10-ти летнего возраста (в различных племенах возраст колеблется от 10 до 17 лет) представители мужской половины считаются мальчиками и занимаются выполнением несложных обязанностей, связанных со сбором фруктов и ягод, выпасом скота и т.д. Затем, когда они достигают необходимого уровня совершенства в своем деле, их включают в группу, подготавливаемую к обряду инициации. Эти ритуальные обряды окружены тайной, включают в себя различные испытания, наставления, сопровождаются музыкой, пением, маскарадами и танцами в масках. Аналогичные церемонии, но с учетом женских обязанностей, устраиваются и при посвящении девочек в возрастной класс женщин. Роль масок в обряде инициации очень велика. Маски создают атмосферу экзальтации, таинственности, во много раз обостряют эмоциональное состояние молодежи, ожидавшей этого события в течение многих месяцев. Молодежь уводят из селения, и во мгле тропического леса, ночью старики, хранители традиций племени, появляются перед новичками, закутанные с ног до головы в траву и листья, с масками на головах, изображая духов, или предков, племени. Каждая маска имеет свое имя, свой танец и свой ритм. Участники пантомимы поют песни, в которых воспеваются события прошлого.

Большое распространение получили маски так называемых тайных союзов, первые сообщения о которых восходят к 16 веку. Эти маски изображают обычно духов и предназначены устрашать людей, не принадлежащих к тайному союзу. Маски членов тайных союзов варьировались в зависимости от степени и разрядов, занимаемых в союзе. Известны, например, сотни типов масок союза Поро.

Сами тайные союзы - это организации родовой знати, которые держат в повиновении остальную часть племени. Церемонии и атрибуты таких обществ носили священный характер, и посторонним не полагалось даже знать о них. Именно поэтому такие общества назывались тайными. Народ должен был знать об их существовании, но обряды обществ были окружены многочисленными табу, чтобы внушать страх и уважение. Каждый тайный союз имел свои особые праздники с религиозными церемониями и ритуалами, на которые члены общества являлись в масках. В обществе Поро, например, кульминационным моментом религиозного церемониала было неожиданное устрашающее появление в обстановке, наполненной дикими звуками и грохотом музыки, главной маски, представляющей "дух леса". Когда руководителям тайного общества необходимо было наказать виновного, они направляли к нему своих "эмиссаров" в костюмах и масках, характерных для данного общества. В этом случае маска выполняла уже роль служебного мундира, придавала соответствующий авторитет и власть исполнителям "воли общества".

Среди масок тайных обществ можно встретить совершенно необычайные сочетания сложных геометрических мотивов. Нередко человеческое лицо соединяется с чертами зверя. Маски такого рода чаще всего бывают раскрашены. Пестрая раскраска подчеркивала необычность, фантастичность фигуры, способствуя её воздействию на зрителей.

Однако есть немало масок, поражающих своим спокойным, полным достоинства видом. Эта группа масок представляет большой интерес с художественной стороны. Маски со спокойными лицами и закрытыми глазами связаны с культом предков и изображают умерших родственников. Они очень реалистичны, в них можно найти черты портретности. У племени дан в Либерии такие маски делаются со специальной целью установить общение с умершим. Их носят при себе, к ним обращаются за советом в трудных случаях, по ним гадают о будущем. Такие маски — замена черепов, которые иногда хранились в хижинах на алтарях предков. Их часто используют в ритуалах, связанных с похоронами, что символизирует участие духов предков в этих обрядах и их покровительство. У народности мпонгве(Габон), например, в этих церемониях используется раскрашенная женская маска, воплощающая дух смерти. Маска представляет собой овальное женское лицо с четкой рельефной татуировкой, окрашенное в белый цвет (белая краска у многих народов Африки символизирует смерть).

Маски разных народов Африки широко используются в церемониях и обрядах, связанных с магией и колдовством, где они воплощают таинственные сил, которым должны подчиняться люди. Во всех странах существуют свои, связанные напрямую с магией, обряды, которые являются «привилегией» только посвященных. Большое место в африканской религии уделяется борьбе со злыми духами. Самый злобный из всех духов по имени Нгворекара управляет всеми душами умерших. По представлениям африканцев, злые духи никогда не сидят на одном месте. Они постоянно перемешаются в пространстве, а их самой заветной мечтой, самым большим желанием является стремление причинить как можно больше страданий и мук людям. А если удастся, то и убить их.

И, наконец, существуют обряды, где используются развлекательные маски. В Нигерии, например, у народа ибибио бытуют танцы с использованием масок, носящих лишь развлекательный характер. Это своего рода скоморохи, шуты, клоуны. Такие маски-актеры обычно выступают перед собравшимися с плясками и комическими представлениями.

Техника изготовления

Прежде чем приступить к изготовлению, мастер-резик выбирает породу дерева. Материалом для скульптуры почти всегда служит так называемое красное или черное дерево, то есть наиболее плотные и твердые породы. Лишь резчики племен Камеруна и некоторых районов Судана и Конго употребляют порой легкие, мягкие породы деревьев, которые имеют желтовато-коричневую окраску. Обрабатывать мягкие породы деревьев легче, но зато они нестойки. Такие фигурки ломки, хрупки и подвержены нападению термитов. Большинство масок делается из мягких пород, несмотря на их нестойкость, так как это в значительной степени сокращает время работы, экономит силы и обеспечивает мастеру быстрейшее воплощение его творческого замысла. Учитывая, что только что срубленное дерево всегда легче поддается обработке, чем высушенное, мастер, доставив из леса заготовку, сразу же приступает к работе. Почти всегда маска делается из одного куска дерева.

Изготовление деревянной маски или скульптуры проходит четыре основные стадии:

-грубая обработка, приблизительное выявление основных пластических объемов при помощи топора и тесака;
-более тщательная обработка основных масс, постепенное расчленение их на все более конкретные формы;
-сглаживание, доведение до пластической определенности всех форм при помощи резца и ножа;
-окончательная проработка всех форм и исполнение таких мелких деталей как волосы, веки глаз и т.д.

После этого начинается полировка поверхности. До начала XX века африканские мастера для полировки использовали грубые и шершавые листья различных растений, затем - привозимую из Европы наждачную бумагу, которую и применяют в настоящее время. С целью предохранения изделий от возможных трещин и сколов при высыхании дерева их натирают маслом и другими веществами (смолой, угольным порошком). Изделия из черного и красного дерева почти никогда не раскрашивают, изделия из мягких пород дерева - раскрашивают чаще в черный, реже в другие цвета. В африканской палитре существует только три цвета: белый, черный и красно-коричневый. Основой для белых красок служит каолин, для черной — уголь, для красно-коричневой — красные сорта глины. В полихромных скульптурах некоторых племен встречается желтый цвет, или, как его называют, «цвет лимона». Голубой и зеленый цвет встречаются лишь в скульптуре и росписях Дагомеи и южной Нигерии. Интересно, что в языках Западной Африки существуют обозначения только для черного, белого и красно-коричневого цвета. Все темные тона (в том числе и темно-синее небо) называются черными, светлые (в том числе и светло-голубое небо) — белыми.

Африканская деревянная скульптура плохо сохраняется в условиях жаркого и влажного климата. Вот почему до нас дошло очень мало образцов древней скульптуры, сделанных до начала 20 века, а история африканского искусства почти неизвестна широкому кругу зрителей.


Автор: Олег Малахов, источник - музей личных коллекций О.П. Малахова
Константин Илющенко, галерея "Афроарт" - http://afroart.ru
Ответить