Африканская статуэтка Kota Mbulu Ngulu из Габона

Производитель:
Энциклопедия
Код товара: K-2402



Африканская статуэтка Kota Mbulu NguluСтатуэтка реликварий Kota Mbulu Ngulu [Gabon]

Сайт Бруклинского музея указывает на то, что статуэтки Кота (Mbulu ngulu) использовались для защиты почитаемых костей семейных предков. Кости хранились в контейнерах из древесной коры или были сплетены из прутьев. Mbulu ngulu помещали на вершине этой композиции. Считается, что V образная форма Mbulu ngulu была предназначена для укрепления связей с предками Кота Mbulu ngulu являются уникальными явлениями среди африканских скульптурных форм в их комбинации дерева и металла - отмечате музей.

Анатолий Громыко в книге "Маски и скульптуры тропической Африки" о Mbulu Ngulu пишет: 

Народ бакота населяет бассейн верхнего течения реки Огове в Габоне и Народной Республике Конго. Общая численность бакота совместно с родственными группами составляет более 140 тыс. человек. Скульптурные изображения бакота называются ими „мбулу-нгулу". Африканская скульптура, как правило, объемна, трехмерна. Скульптура бакота, напротив, двухмерна и во многом плоскостна. „Мбулу-нгулу" не являются масками. Это сделанная из дерева скульптура изображает только голову овальной формы, которая обычно заканчивается цилиндрическим стержнем, переходящим в раму в виде ромба. Поверх головы мы видим плоскость, по форме напоминающую полумесяц, в средней части лица - большие выступы. Лица, изображенные на скульптурах бакота, бывают вогнутыми, выпуклыми или имеют выпуклости в разных частях.

Лицо покрыто пластинами из меди или латуни, которые располагаются в самых разных направлениях. Характерной чертой скульптур „мбулу-нгулу" являются насечки на металле, покрывающем изображение. Скульптуры „мбулу-нгулу" бывают и янусовидными. Глаза их изображаются круглой или овальной формы, нос небольшим, чаще всего в виде треугольника. Нередко рот отсутствует вовсе. Голова покоится на стержне, который в свою очередь имеет продолжение в виде ромба. Грани ромба покрыты орнаментом.

Каждая из скульптур „мбулу-нгулу" - по-своему уникальное произведение, но основные стилистические черты большей частью повторяются. Скульптура „мбулу-нгулу" обычно стояла на сделанном из дерева ящике или корзине из растительных волокон. В них хранились предметы не особенно приятные - черепа и кости умерших, зубы и т. д. Основание ромба скульптуры прикреплялось к ящику, что придавало ей устойчивость. Скульптура „мбулу-нгулу" - не такая уж большая редкость в музеях, но сами ящики с черепами почти не встречаются.

По рассказам габонцев „мбулу-нгулу изображали дух умершего предка, покровительствующего тем, кто ему поклоняется. Прическа передается плоскими овалами, причем довольно большими, расположенными на голове и по сторонам. Габонцы считают, что боковые плоскости могут изображать также и щеки. Часть ромба, входящего в ящик, хотя она внешне напоминает ноги, скорее изображает руки и плечи. Употребляемое иногда по отношению к скульптурам „мбулу-нгулу" выражение „голова на ногах" является неправильным. 

Янусовидные скульптуры „мбулу-нгулу" называются „мбулу-вити". Они символизируют веру африканцев в могущество окружающих сил. Следует отметить, что покрытые металлическими пластинами изображения лиц, подобные „мбулу-нгулу", мы находим в других подстилях африканской скульптуры. Так, например, похожие скульптуры делают адума, обамба и ондумбо.

Для скульптуры бакота также характерны произведения, изображающие духов. Бакота называют их „амбете", „банзаби". По своему характеру они резко отличаются от „мбулу-нгулу" объемностью, то есть трехмерностью, часто имеют янусовидную форму. Характерной особенностью являются тяжелые большие брови, как бы сверлящие глаза и скошенный подбородок.

Скульптуры „мбулу-нгулу" бакота настолько оригинальны и красивы, что безусловно заслуживают пристального внимания. В художественном отношении они впечатляют. Их формы сегодня используются для женских украшений, в том числе из золота. Мы видим овальные лица, покрытый орнаментом высокий лоб (с бровями или без них), овальные или круглые глаза, близкие к натуральным, треугольный нос, небольшой расположенный близко к подбородку раскрытый рот с острыми зубами; очень часто рот отсутствует вовсе. Все лицо покрыто медными пластинами. По бокам лица расположены плоскости, которые, вероятно, изображали прическу предков. На них видны следы орнамента геометрической формы. В волосах - украшения. Шея у фигурок тонкая.

Схематизм скульптур „мбулу-нгулу" порой доводится до предела, тогда исчезают многие черты лица и даже ромб. Скульптуры „мбулу-нгулу" мы встречаем и у народа ондунбо. Но они уже, как правило, трехмерные, сделаны из дерева, покрытого металлическим сплавом. Существует много объяснений значения „мбулу-нгулу". Но если отбросить в сторону нюансы их трактовки, то ясно, что это обобщенное, символическое изображение предка, которому поклоняются и ищут у него защиты.

Галерея Africa Direct сообщает: 

Культ предков сформировал ядро ​​религиозной и социальной жизни народов Кота. После смерти вождя, части его тела украшают металлом и протирают магическим порошком. Они будут храниться в корзинах, увенчанных статуэткой, которая покрыта медью или латунью. Во время посвящения в тайное общество, начальник каждого клана будет танцевать, держа реликварий. Реликварии находились за пределами дома, и только посвященные имели доступ к этому священному месту.

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст!

Подробнее о стиле

Энциклопедия

Энциклопедия

Энциклопедия   ... Подробнее...

Kota Mbulu Ngulu


Рейтинг@Mail.ru