Маска Dogon Samana [Мали]

Догоны когда-то верили, что смерти не существует, полагая, что бессмертные люди жили как змеи. Однако из-за того, что человечество нарушило религиозные ограничения, люди стали умирать. Первый предок догонов, который умер, превратился в змея, прежде чем возродился. Это превращение в форму духа ( ньяма - «душа и жизненная сила предка») оказало негативное влияние на общество. Жители деревни вырезали маску Wara (также называемую Дама; «Великая маска» или «Мать масок»), полагая, что маска будет содержать ньяму умершего предка. Считается, что маска хранит дух первого умершего предка, она используется во время церемонии Сиги , проводимой раз в 60 лет, в память о превращении первого предка.

 

 

В отличие от большого количества деревянных масок на основе животных, только небольшое количество масок с человеческими характеристиками изготавливают Догоны. Эта маска идентифицируется экспертами как представляющая Samo - члена соседней с Догонами этнической группы с репутацией агрессивного, воинственного поведения.

Художники народности Догоны изображают множество человеческих персонажей в своих масках, таких как хогоны (верховный жрец), священники Бину, старейшины, молодые люди, мастера ремесленники (в том числе кузнецы, кожевники, охотники и целители) и иностранцы, такие как Бамана, Фулани, Туареги, европейцы и мусульмане. Большинство из этих персонажей представлены масками, полностью сделанными из волокна и ткани: только несколько человеческих персонажей изображены в дереве. В то время как все эти человеческие маски несколько похожи по форме, деревянные маски воинов Самана обычно отличаются тремя длинными вертикальными отметинами скарификации (шрамами) на каждой щеке. 

Маска воина Саманы играет особую роль в масках танцев церемонии Dama (заключительная церемония памяти важного для Догонов предка), особенно те, которые происходят на общественной площади деревни, в отличие от дома поминаемого человека. 

Танцы на общественной площади носят более светский характер, чем те, что исполняются в доме покойного, которые призваны побудить его душу покинуть деревню. Танцор маски Саманы носит хлопковую тунику под юбкой из волокна и держит в руках меч и копье. Его выступление, больше похожее на пантомиму или пародию, чем на другие Догонские танцы, включает в себя инсценированную битву с воображаемым врагом, в которой танцор в конце концов падает на землю, как мертвый, что очень забавляет толпу зрителей. В остальное время танцовщица взаимодействует со зрителями, разговаривая с ними на диалекте Само, делясь табаком с мужчинами и грубо шутя с исполнителями в женских масках. Исполнение маски воина Саманы является одним из самых высоко оцененных догонами, и хотя его комические выходки контрастируют с торжественностью события, уважение и восхищение, вдохновленные мастерством танцора, согласуются с одной из целей dama, которая заключается в повышении престижа и репутации линии рода. 

Считается, что танец маскарада Samana предупреждает о безрассудстве войны и агрессии, подражая битве с танцором, в конечном счете падающим на землю, как будто он поражен воображаемым врагом.

Источники: 

• Музей Metropolitan



Маска Dogon Samana [Мали]
Мали Dogon дерево, пигмент 58

Маска Dogon Samana [Мали]
Мали Догон дерево, веревка, краска 48

Показано с 1 по 3 из 3 (всего 1 страниц)