Что означают фигурки фетиши народа Adan

На сайте библиотеки Йельского университета имеется четыре публикации о фигурках Adan. Ниже публикуется перевод этих материалов, которые в свою очередь являются републикацией материалов 1901-1911 гг немецких антропологов.


Источник: 1901. Шмельц, JDE «Zaubermittel der Evheer (из Муниципального музея в Бремене)». Archives Internationales D'Ethnographie., Том 14.

а фото представлены три фигуры из светлого дерева, мужчина и две женщины. У одной женской фигуры отсутствует правая рука и левая нога, и эти конечности не сломаны, а скорее отрезаны. Другая женская фигура имеет две горизонтальные отметки с обеих сторон лица. Kpakpewo Aklama или Sucwo Aklama означает «маленький резной божок». Фигурки также называются «Мы должны любить», «Душа человека».

Эти фигуры всегда покупает пара, мужчина и женщина вместе. Если у язычника много жен, то абсолютно необходимо, чтобы каждая из его жен покупала себе и мужчину и женщину. Фигурки называются trõwo и им молятся по утрам - «дайте мне жизнь, сделайте мои колени и локти сильными. Я хочу путешествовать и возвращаться».

После хорошей продажи товара читают молитву благодарности: богам Adelã или Ažiza, поскольку считается, что в они похожи на какого-то дикого животного.

Когда кто-то умирает, фигуры, принадлежащие ему, выбрасываются.

Эта информация очень интересная, но очень отрывочная. Несомненно, герои считаются вдохновленными, но кем? Они не являются предками, и они также, по-видимому, отличаются по своей природе от Legbawo. Название «Душа человека» и тот факт, что фигурки выбрасываются как бесполезные, когда владелец умирает, указывают на веру в том, мелкие резные фигурки находятся в особой мистической связи с человеком и, возможно, являются воплощением духов хранителей человека.

Следует также помнить, что человек обладает несколькими душами, которые не все твердо связаны с телом, но также могут жить вне тела. Довольно загадочное объяснение искалеченных фигур…

 


Источник: 1910. Spiess, C. "Verborgener Fetischdienst unter den Evheern." Globus: Illustrierte Zeitschrift für Länder- und Völkerkunde, Vol. 98, No. 1.

Одним из самых интересных фетишей является так называемый Wumetro, от Wu, the Sea. На фотографии изображен европеец, сидящего на лошади, и его жену, а также его слуг, называемых Фиело, прибывших на лодке.

Веники (hawo) - чистящие средства для Избавления от злых духов и болезней, а палочки служат для их изгнания.

Кто верит в этот фетиш, рассчитывает на то, что будет делать с белыми людьми хороший бизнес. Это отражают такие предметы, как тарелки и лодки, которые привозят такие товары. Одна из молитв к Wume фетишу звучит так: «Хорошие вещи могут принести лодки из Европы для нас! Белый, даже если он слеп, пусть придет и покажет нам вещи, или какой-нибудь Умный из Европы, и поставь нам вещи»

 


Источник: 1902. Spiess, C. "Zaubermittel der Evheer in Togo." Globus: Illustrierte Zeitschrift für Länder- und Völkerkunde, Vol. 81, No. 20.

Aklama Kpakpewo обычно изготавливают с обеими руками и ногами, а не как на фигурки, показанные на фотографии. Мы часто находили Aklama Kpakpewo, расположенную в углу у входа в хижину. Их часто ставят на табуретку, только священник мог бы занять такое место.

Что означают искалеченные фигуры? Я получил три варианта, из них я не могу выбрать правильный.

Одно из объяснений гласит: фигуры на боку с рукой, лежащей выше, рассматривались как виды рыб, которыми люди не должны пользоваться. Эти виды рыб встречаются именно в реке «Мертвое море», которая проходит через часть земли Evhe. Второе объяснение приводит нас к сходству работы с какой-то обезьяной, поэтому имя этих искалеченных Аклама Kkpakpewo также Адела (игра) или Азиза (своего рода обезьяна) и в Evhe произнесенного слова есть фраза: Кесе ну быть nku enye ewe tro, «рот обезьяны говорит, что глаз его фетиш».

Третья версия заключается в том, что Аклама Kpakpewo всегда находится в руке охотника, таким образом обозначенный Аклама Kpakewo иллюстрирует игру, которая приятно занимает охотника. Поэтому имя для них Gbemelawe dzesi, «символ дикое животное».

Аклама Kpakpewo эффективны как Trowo: это означает, что они являются посредниками между богами и людьми. Бог (Mawu) не может беспокоиться о каждом человеке, поэтому Trowo – это слуги, которые следуют инструкциям Бога. Фигурки связаны с душой, однако как только владелец Kpakpewo Aklama умирает, его душа снова убегает к Notsie, откуда она пришла на Землю.


Источник: 1911. Ploss, Dr. Heinrich. Das Kind in Brauch und Sitte der Völker, Vol. I.

. Клозе пишет о лечении близнецов. В Того близнецов жестоко убивают из-за того, что люди считают, что в этом присутствует злой дух. Автор также отмечает, что вторая пара близнецов от той же матери остается муравьям – бросается, потому что они верят, что таким образом можно предотвратить третье рождение близнецов.

Среди близнецов Бассари считают злым предзнаменованием. Однако например один из близнецов жив. В то же время они являются частью двух. Другой близнец, более слабый из двух, если пол тот же, или девочка, если они братские, хоронят заживо в большом горшке. В то же время приносят в жертву курицу, которую они разделяют пополам. Одну часть они отдают ребенку в горшок, другую закапывают в собственный горшок рядом с могилой ребенка. Эта жертва должна умиротворять фетиш и напоминать духу погребенного ребенка о его близких отношениях с выжившим близнецом, чтобы он не мстил ему.

Близнецы, рожденные позже, похоронены таким же образом. Отец, в таком случае, жертвует фетишем через священника и просит уберечься от такой напасти в будущем. На мать накладывается своеобразный запрет, то есть ее не пускают в поле во время посадки и сбора урожая до рождения одного ребенка, чтобы она не испортила урожай. Наша фигура как представляется, оправдывает вывод о том, что загадочность рождения близнецов также имеет серьезные последствия. Скорбящая мать носит с собой две куклы.


Источники:

http://raai.library.yale.edu/site/index.php?globalnav=image_detail&image_id=6494

http://raai.library.yale.edu/site/index.php?globalnav=image_detail&image_id=6265

http://raai.library.yale.edu/site/index.php?globalnav=image_detail&image_id=6545

http://raai.library.yale.edu/site/index.php?globalnav=image_detail&image_id=1865




 
Оставить отзыв  ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.
 
Рейтинг@Mail.ru