Искусство народности Asmat (Асмат), Индонезия

Искусство народности Asmat (Асмат), Индонезия

Резьба по дереву народа Асмат

Люди Асмат (Asmat) - этническая группа из Новой Гвинеи 

Сегодня административно Новая Гвинея – это провинция Папуа государства Индонезия. Асматы проживают на юго-западном побережье острова, граничащем с Арафурским морем, которое состоит из мангровых зарослей, болот и низинного тропического леса.

Земля Асмат расположена является частью Национального парка Лоренца (объект Всемирного наследия). По состоянию на 2004 год общая численность населения Асмата составляет около 70 000. Однако термин «Асмат» используется для обозначения как людей, так и региона, в котором они живут.

Асмат имеет одну из самых известных традиций резьбы по дереву в районе Тихого океана, и их искусство привлекает коллекционеров по всему миру.

Естественная среда была основным фактором, влияющим на Асмат, поскольку их культура и образ жизни в значительной степени зависят от богатых природных ресурсов, имеющихся в их лесах, реках и морях. Асмат главным образом занимаются производством крахмала из пальмы Сого ( Metroxylon sagu), добычей жука-саго ( Rhynchophorus ferrugineus ), ракообразных, рыбы.

Материалы для каноэ, жилья и резьбы по дереву также собираются на местном уровне, и поэтому их культура и биоразнообразие переплетаются. Из-за ежедневного наводнения, которое происходит во многих частях их земель, жилища Асмама, как правило, были построены на двух или более метрах над землей, подняты на деревянные столбы. В некоторых внутренних регионах Асмат жил в древесных домах, иногда на высоте 25 метров от земли. Асмат традиционно уделял большое внимание почитанию предков, особенно тех, кто был совершенным воином.

Искусство Асмат состоит из сложной стилизованной резьбы по дереву, вырезанные предметы предназначены для почитания предков. Многие артефакты Асмата имеются в коллекциях крупнейших музеях мира. Наиболее известны собрания Майкла К. Рокфеллера в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке и в музее Тропена в Амстердаме. Искусство Асмат широко представлено в крупных западных музеях, несмотря на трудности посещения Новой Гвинеи для собрания предметов искусства. «Исключительно выразительное» искусство «вызвало сенсацию среди арт дилеров», что привело к крупномасштабным экспедициям после Второй мировой войны за предметами, - утверждает искусствовед и энтомолог Дирк А.М. Смидт. Одну из самых полных коллекций искусства Асмат можно найти в Американском музее искусства Асмат в Университете Сент-Томаса в Сент-Пол, штат Миннесота.

Среди традиций Асмат следует отметить многоженство - полигамию, когда мужчина имеет несколько женщин. Также часто мужчины должны были жениться на вдове умершего родственника, чтобы женщина и сироты не остались без защиты и экономической поддержки. Считается, что многие мужчины Асмат имели ритуальные гомосексуальные отношения с другими мужчинами, но распространенность этой практики оспаривается многими экспертами. В системе социальных отношений mbai мужчины, как известно, делили своих жен в практике, называемой papitsj. Вероятно, влияние христианских миссионеров за последние несколько десятилетий сократило практику mbai и papitsj.

Коллекционирование голов убитых врагов было важным элементом культуры Асмат, пока миссионеры не подавили эту практику, которая, по некоторым данным, сохранялась и в 1990-х годах. Смерть взрослого, даже по болезни, как полагают, была вызвана врагом, поэтому родственники стремились получить голову противника в бесконечном цикле мести. Головы значимых людей были необходимы для ритуалов, в которых мальчики посвящались в мужчины. Каннибализм был побочным эффектом таких ритуалов, следующих за отсечением головы противника.

Первая встреча Асмат с белыми людьми состоялась в 1623 году, и гостями папуасов были голландцы во главе с голландским торговцем Яном Карстеншем. Капитан Джеймс Кук и его команда были первыми, кто фактически сошел с корабля на территорию Асмат 3 сентября 1770 года (недалеко от деревни Пиримапун). Согласно журналам капитана Кука, небольшая группа матросов столкнулась с группой воинов Асмат; чувствуя угрозу, исследователи быстро отступили.

Однако до 50-х годов 20 века Асматы были изолированы от других народов из-за удаленности территории и репутации людоедов. Только в середине 20-го века Асматы стали регулярно контактировать с другими народами.

Голландия получила контроль над частью острова в 1793 году, но изучение территории началось в начале 1900-х годов после сооружения правительственного поста в Мерауке. Оттуда несколько групп разведчиков прошли через Асмат и собрали небольшое количество зоологических образцов и артефактов. Эти артефакты были доставлены в Европу, где они вызвали большой интерес и, вероятно, повлияли на модернистских и сюрреалистических западных художников, таких как Анри Матисс, Марк Шагал и Пабло Пикассо.

Первый колониальный пост был создан в Асмате в Агате в 1938 году. Этот небольшой форпост был закрыт в 1942 году из-за начала Второй мировой войны. После войны отец Г. Зегвард, голландский миссионер, начал патрулирование в Асмат из района Мимика на запад. В 1953 году Зегвард восстановил пост в Агате, который должен был стать правительственным штабом и базой для римско-католических миссионеров.

Только в 1953 году католические миссионеры установили этот пост, что способствовало взаимодействию с людьми Асмата. Католические миссионеры, многие со степенями в области антропологии, были успешны в убеждении некоторых из Асматов прекратить каннибализм и хедхантинг (коллекционирование голов людей), поощряя продолжение других важных культурных фестивалей, таких как церемонии щита и бисджа, которые были включены в адаптированную католическую литургию.

В ноябре 1961 года 23-летний Майкл К. Рокфеллер, сын Нельсона Рокфеллера, который тогда был губернатором штата Нью-Йорк и членом одной из самых богатых семей в Соединенных Штатах, исчез в Асмате, когда его лодка опрокинулась во время экспедиции по сбору предметов искусства. Его исчезновение, сопровождаемое интенсивным и, в конечном счете, безуспешным поиском голландских властей, стало источником многих предположений о судьбе г-на Рокфеллера. Недавно автор книги Карл Хоффман в своей книге «Savage Harvest» представил доказательства того, что Рокфеллер был убит и съеден людьми из деревни Отсянеп.

В 1962 году правительство Индонезии взяло на себя управление западной Новой Гвинеей, однако Асматы не подчинялись новым властям. Впоследствии местный епископ Альфонс Август Совада сыграл важную роль в содействии сохранения традиций резьбы по дереву, которая остается главным достижением Асматов в мире.

Церковь, наряду с Тобиасом Шнебаумом и Урсулой Конрад, основала в 1973 году Музей культуры и прогресса в местном городе Агат для сохранения предметов искусства. Каждый год в начале октября церковь спонсирует конкурс по дереву и аукцион по продаже предметов. В ходе конкурса устанавливаются самые лучшие резчики по дереву.

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Asmat_people


Нет товаров