Мы в Фейсбук

Мы ВКонтакте

Искусство Африки - обзор в разрезе стран и культур отдельных народов

  • 30 января 2017 04:36:10
  • Отзывы : 0
  • Просмотров: 1071
  • 0

Африканское искусство (African Art)

Искусство Африки (африканское искусство) – термин, применяемый, как правило, по отношению к искусству Африки к югу от Сахары. Зачастую случайные наблюдатели-любители склонны обобщать "традиционное" африканское искусство, но континент полон людей, сообществ и цивилизаций, каждая – со своей уникальной визуальной культурой. Это определение может также включать в себя искусство африканских диаспор, таких как искусство афроамериканцев. Несмотря на это разнообразие, есть некоторые объединяющие художественные темы при рассмотрении совокупности визуальной культуры Африканского континента. Применить африканский стиль в интерьере двольно легко. Ниже описаны некоторые важные характеристики африканских масок и статуэток, аналоги которых можно купить в галерее "Афроарт". 
 

Африканская маска народности Punu, Габон
Африканская маска народности Punu, Габон


Термин "Искусство Африки" обычно не включает в себя искусство районов Северной Африки вдоль побережья Средиземного моря, так как эти территории долгое время являлись  частью различных традиций. На протяжении более чем тысячи лет искусство в этих областях являлось составной частью исламского искусства, хотя и со многими особыми характеристиками. Искусство Эфиопии, с давней христианской традицией, также отличается от большинства стран Африки, где традиционные африканские религии (ислам распространен на севере) доминировали до относительно недавнего времени.

Исторически африканская скульптура в основном  изготавливается из дерева и других природных материалов, которые не сохранились из более ранних периодов, чем, в лучшем случае, несколько веков назад; более древние керамические фигуры обнаруживаются во многих областях. Маски являются важными элементами в искусстве многих народов, наряду с человеческими фигурами, зачастую сильно стилизованными. Существует огромное разнообразие стилей, часто варьирующихся в пределах одних и тех же условий  происхождения, в зависимости от способа использования объекта, но широкие региональные сходства очевидны. Скульптура наиболее распространена среди групп оседлых земледельцев в долинах рек Нигер и Конго в Западной Африке. Непосредственные изваяния божеств относительно редки, но маски особенно часто создаются создавались для религиозных церемоний (ритуалов). Африканские маски оказали влияние на европейское искусство модернизма, который был вдохновлен отсутствием в них натуралистичности. С конца 19 века наблюдается увеличение количества образцов африканского искусства в западных коллекциях, лучшие из которых ныне выставлены в известных музеях и галереях. 
 

Ритуальная африканская статуэтка Mambila, Камерун
Ритуальная африканская статуэтка Mambila, Камерун


Позднее западноафриканские культуры разработали литье из бронзы, которое использовали для изготовления рельефных скульптур и натуралистичных голов правителей, таких как знаменитая Бенинская бронза, для украшения дворцов. Золотые фигурные гирьки – один из типов небольших металлических скульптур, произведенных в период 1400-1900; некоторые, по-видимому, изображают пословицы, внося повествовательный элемент, редкий для африканской скульптуры; королевские регалии включали внушительные золотые скульптурные элементы. Многие Западноафриканские фигурки используются в религиозных ритуалах и часто содержат детали, необходимые для обрядовых жертвоприношений. Народы того же региона, говорящие на языках манде, делают предметы из дерева с широкими плоскими поверхностями и руками и ногами цилиндрической формы. В Центральной Африке, однако, основные отличительные характеристики – это лица в форме сердца, изогнутые внутрь, с узорами в виде кругов и точек.

 
Скульптура бронзовая голова народа Йоруба, Ифе, Нигерия, ок. 12 в. н. э.
Скульптура бронзовая голова народа Йоруба, Ифе, Нигерия, ок. 12 в. н. э. 
 
Восточная Африка, где нет избытка древесины для вырезания, известна картинами Тинга-Тинга и скульптурами Маконде. Существует также традиция производства текстильного искусства. Культура Великого Зимбабве оставила здания более впечатляющие, чем скульптуры, но восемь зимбабвийских птиц из мыльного камня, по-видимому, имели особое значение, и, вероятно, были установлены на монолитах. Современные зимбабвийские скульпторы по мыльному камню достигли значительного успеха на международной арене. Самые древние из известных южноафриканских глиняных фигур датируются между 400 до 600 г. н. э., они имеют цилиндрические головы со смесью признаков человека и животных.
 

Основополагающие элементы африканского искусства

• Художественное творчество или экспрессивный индивидуализм: В искусстве Западной Африки, в особенности, широко распространен акцент на экспрессивный индивидуализм, в то же время, испытывающий влияние работ предшественников. Примером может служить художественное творчество народа Дан, а также его существование в западноафриканской диаспоре.

• Акцент на человеческой фигуре: человеческая фигура всегда была основным предметом для большей части африканского искусства, и этот акцент даже повлиял на некоторые европейские традиции. К примеру, в пятнадцатом веке Португалия торговала с народом Сапи около Берега Слоновой Кости в Западной Африке, которые создавали искусные солонки из слоновой кости, сочетавшие в себе черты африканского и европейского искусства, в первую очередь за счет добавления человеческой фигуры (человеческая фигура, как правило, не появлялась в португальских солонках). Человеческая фигура может символизировать живых или мертвых, обозначать правителей, танцоров или представителей различных профессий, таких как барабанщики или охотники, или даже может быть антропоморфным изображением бога или иметь другую вотивную функцию. Другой распространенной темой является гибрид человека и животного.

• Визуальная абстракция: африканское искусство, как правило, отдает предпочтение визуальной абстракции перед натуралистическим изображением. Причина в том, что многие африканские произведения обобщают стилистические нормы. Древнеегипетское искусство, которое считается, как правило, натуралистически описательным, использует весьма абстрактные и единообразные визуальные каноны, особенно в живописи, а также различные цвета для представления качеств и характеристик изображаемого существа.

• Акцент на скульптуре: Африканские художники, как правило, предпочитают трехмерные произведения искусства двумерным работам. Даже многие африканские картины или ткани должны ощущаться трехмерно. Окрашивание дома часто рассматривается как непрерывный дизайн, обернутый вокруг дома, заставляющий зрителя ходить вокруг, чтобы прочувствовать его в полной мере; в то время как декорированные ткани носятся в качестве декоративной или церемониальной одежды, превращая одетого в них человека в живую скульптуру. В отличие от статической формы традиционной западной скульптуры африканское искусство изображает динамику, готовность к движению.

• Акцент на искусстве действия: расширением утилитаризма и трехмерности традиционного африканского искусства является тот факт, что большая часть его создана для использования в контексте действия, а не статики. Например, традиционные африканские маски и костюмы очень часто используются в общинных, церемониальных контекстах, где их "танцуют". У большинства обществ в Африке есть имена для их масок, но это одно имя включает в себя не только саму маску, но и ее значение, танец, связанный с ней, а также духов, которые в ней пребывают. Африканское мышление не отделяет одно от другого.

• Нелинейное масштабирование: зачастую небольшая часть африканской художественной композиции выглядит подобно большей части, как алмазы в различных масштабах в узорах Касаи. Луи Сенгор, первый президент Сенегала, назвал это "динамической симметрией". Уильям Фагг, британский историк искусства, сравнил это с логарифмическим отображением естественного роста биолога Д'Арси Томпсона. Совсем недавно оно было описано в терминах фрактальной геометрии. 
 

Масштабы искусства Африки

До недавнего времени обозначение «африканский» обычно относилось только к искусству "Черной Африки", народов, живущих в странах Африки к югу от Сахары. Нечерные народы Северной Африки, население Африканского Рога (Сомали, Эфиопия), а также искусство Древнего Египта, как правило, не включалось в понятие африканского искусства.

Однако в последнее время наблюдается стремление среди африканских историков искусства и других ученых включить визуальную культуру этих районов, так как все они, по сути, находятся в пределах географических границ африканского континента.

Смысл в том, что, включив все африканские народы и их визуальную культуру в африканское искусство, непрофессионалы получат более глубокое понимание культурного разнообразия континента. Так как часто происходило слияние традиционных африканских, исламских и средиземноморских культур, ученые обнаружили, что проводить четкое разделение между мусульманскими регионами, древним Египтом, Средиземноморьем и коренными черными африканскими обществами имеет мало смысла.

И, наконец, искусство африканской диаспоры в Бразилии, Карибском бассейне и юго-востоке Соединенных Штатов, также стали включать в исследование африканского искусства. Объединение искусства с  инородными веяниями скрывает отсутствие коренных художественных достоинств, в особенности, в период до появления на континенте цивилизации, принесенной из культур с более долгой историей развития.
 

Африканское искусство - материалы

Африканское искусство принимает много форм и изготавливается из различных материалов. Ювелирные изделия – популярный вид искусства, используемый для обозначения ранга, принадлежности к группе, или чисто для эстетики. Африканские ювелирные изделия сделаны из таких разнообразных материалов, как тигриный глаз, гематит, сизаль, скорлупа кокосового ореха, бисер и эбеновое дерево. Скульптуры могут быть деревянными, керамическими или вырезанными из камня, как знаменитые скульптуры Шона, а декорированные или скульптурные гончарные изделия происходят из многих регионов. Существуют различные формы текстиля, включая китенж, боголан и ткань кент. Мозаика из крыльев бабочки или цветного песка популярна в Западной Африке.

История африканского искусства

Истоки африканского искусства лежат задолго до зарегистрированной истории. Африканская наскальная живопись в Сахаре в Нигере хранит изображения более чем 6000-летней давности. Наряду со странами Африки к югу от Сахары, искусство западной культуры, древнеегипетские картины и артефакты, а также коренные южные ремесла также внесли большой вклад в африканское искусство. Часто, изображая изобилие окружающей природы, искусство сводилось к  абстрактным интерпретациям животных, растительной жизни или естественных узоров и форм. Нубийское королевство Куш в современном Судане находилось в близком и часто враждебном контакте с Египтом и создавало монументальную скульптуру, главным образом производную от стилей, которые не лидировали на севере. В Западной Африке самые ранние из известных скульптур происходят из культуры народа Нок, которая процветала на территории современной Нигерии между 500 г. до н. э. и 500 г. н. э. с глиняными фигурками, как правило, с вытянутыми телами и угловатой формы.

Более сложные методы искусства были разработаны в Африке к югу от Сахары около 10-го века, некоторые из наиболее заметных достижений включают работы из бронзы из Игбо-Укву , а также керамику и металлические изделия  Иле Ифе. Бронзовые и медные отливки, часто украшаемые слоновой костью и драгоценными камнями, стали очень престижными в большой части Западной Африки, иногда ограничиваясь работой придворных ремесленников,  отождествлялись с королевскими особами, как Бенинская бронза.
 
Резьба по дереву народа Маконде (Танзания), ок. 1974
Резьба по дереву народа Маконде (Танзания), ок. 1974

Влияние на Западное искусство

Жители Запада долго считали африканское искусство "примитивным". Термин несет с собой отрицательные коннотации отсталости и нищеты. Колонизация и работорговля в Африке в девятнадцатом веке утвердили Западное мнение в уверенности, что африканскому искусству недоставало технических возможностей из-за низкого социально-экономического статуса.

В начале двадцатого века, такие художники как Пикассо, Матисс, Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Модильяни познакомились и вдохновились африканским искусством. В ситуации, когда установившийся авангард противился ограничениям, наложенным служением визуальному миру, африканское искусство демонстрировало силу в высшей степени хорошо организованных форм, производимых не только благодаря дару зрения, но также и, часто прежде всего, способности воображения, эмоциям, мистическому и религиозному опыту. Эти художники увидели в африканском искусстве формальное совершенство, изощрённость, объединенные с феноменальной выразительной силой. Изучение и реагирование на африканское искусство художниками в начале двадцатого века способствовали взрыву интереса к абстракции, организации и реорганизации форм, а также изучению эмоциональных и психологических областей, до сих пор не виданных в западном искусстве. С помощью этих средств был изменен статус изобразительного искусства. Искусство перестало быть просто и в первую очередь эстетическим, но стало также истинным средством для философского и интеллектуального дискурса и, следовательно, более истинно и глубоко эстетическим, чем когда-либо прежде.
 

Керамика Нок, 6 в. до н.э. – 6 в н. э.

Керамика Нок, 6 в. до н.э. – 6 в н. э.
 

Влияние на Западную архитектуру

Европейская архитектура находилась под сильным влиянием африканского искусства. Первопроходцы, такие как Антонио Сант Элия, Ле Корбюзье, Пиер Луиджи Нерви, Тео ван Десбург и Эрих Мендельсон были также скульпторами и живописцами. Футуристическая, рационалистическая и экспрессионистская архитектура обнаружили в Африке новый репертуар первичных символов; на формальном уровне пространство теперь составлено единичными формами, которые относятся не только к человеческим пропорциям и масштабу, но и к его психологии; поверхности моделируются геометрическими узорами. В течение 1950-х европейские архитекторы преобразовали здания в крупномасштабные скульптуры, заменив ненужное художественное оформление (так критикуемое Адольфом Лоосом), путем интеграции текстурированных фресок и больших барельефов на стенах. В течение 1960-х африканское Искусство повлияло на Брутализм, как в языке, так и в символике, особенно в позднем Ле Корбюзье, Оскаре Нимейере и Поле Рудольфе. Мощная работа Джона Лотнера напоминает артефакты Йоруба; чувственные проекты Патрисио Поучулу почитают деревянные скульптуры Догонов и Бауле. В отличие от Европы, африканское искусство никогда не устанавливало границы между боди-артом, живописью, скульптурой и архитектурой; благодаря этому западные архитекторы могут теперь распространяться в сторону различных художественных выражений.


Традиционное искусство

Традиционное искусство описывает наиболее популярные и изученные формы африканского искусства, которые обычно находятся в музейных коллекциях. Создавать африканский стиль в интерьере правильнее с помощью именно таких предметов. Деревянные маски с изображением человека, животных или мифических существ являются одной из наиболее часто встречающихся форм искусства в Западной Африке. В оригинальном контексте обрядовые маски используются для проведения торжеств, посвящений, уборки урожая и подготовки к войне. Маски надевает выбранный или посвящаемый танцор. Во время церемонии танцор входит в глубокий транс и в этом состоянии он "общается" со своими предками. Маски можно носить тремя различными способами: вертикально, закрывая лицо, как шлемы, покрывая всю голову, а также в виде гребня поверх головы, которая обычно покрыта материалом, как часть маскировки. Африканские маски часто представляют духов, и считается, что духи предков овладевают надевшими их. Большинство африканских масок сделаны из дерева и могут быть украшены слоновой костью, шерстью животных, растительными волокнами (такими как рафия), пигментами (как каолин), камнями и полудрагоценными камнями.

Статуи, как правило, из дерева или слоновой кости, часто инкрустированы раковинами каури, металлическими элементами и шипами. Декоративная одежда также распространена и включает другую значительную часть африканского искусства. Одна из самых сложных разновидностей африканского текстиля – красочная, полосатая ткань кент из Ганы. Боголан со сложным узором – другая известная техника.

Современное африканское искусство

Африка является родиной процветающей культуры современного изобразительного искусства. Это, к сожалению, было недостаточно изучено до недавнего времени, из-за акцента ученых и коллекционеров на традиционное искусство. Известные современные художники включают: Эль Анацуи, Марлен Дюма, Уильям Кентридж, Карел Нэл, Kendell Geers, Yinka Shonibare, Zerihun Yetmgeta, Odhiambo Siangla, Элиас Jengo, Олу Oguibe, Lubaina Himid и Bili Bidjocka, Генри Tayali. Художественные биеннале проводятся в Дакаре, Сенегале, и Йоханнесбурге, Южная Африка. Многие современные африканские художники представлены в музейных коллекциях, и их работы могут продаваться по высоким ценам на художественных аукционах. Несмотря на это, многие современные африканские художники переживают трудные времена в поисках рынков сбыта для своей работы. Многие современные африканские искусства заимствуют в значительной степени у своих традиционных предшественников. Как ни странно, этот акцент на абстракцию рассматривается жителями Запада как имитация европейских и американских кубистских и тотемических художников, таких как Пабло Пикассо, Амадео Модильяни и Анри Матисс, которые, в начале двадцатого века, в большой степени находились под влиянием традиционного африканского искусства. Этот период был очень важен для эволюции Западного модернизма в изобразительных искусствах, символизируемых прорывной картиной Пикассо «Авиньонские девицы».

Сегодня Фатхи Хасан считается ранним представителем современного черного африканского искусства. Современное африканское искусство было впервые представлено в 1950-х и 1960-х годах в Южной Африке такими художниками как Ирма Стерн, Сирил Фрэдэн, Уолтер Бэттисс и через галереи, как Goodman Gallery в Йоханнесбурге. Позже европейские галереи как Галерея October в Лондоне и коллекционеры, такие как Жан Пигоцци, Артур Вальтер и Джанни Байокки в Риме помогли расширить интерес к этой теме. Многочисленные выставки в Музее Африканского Искусства в Нью-Йорке и Африканском Павильоне на Биеннале в Венеции 2007 года, который продемонстрировал африканскую коллекцию современного искусства Синдика Доколо, прошли долгий путь к борьбе со многими из мифов и предрассудков, которые преследуют современное африканское искусство. Назначение нигерийского Okwui Enwezor художественным руководителем Documenta 11 и его африкано-центрическое видение искусства продвинуло карьеры бесчисленных африканских художников на международную арену.

Широкий спектр более или менее традиционных форм искусства или адаптаций традиционного стиля к современному вкусу создаются для продажи туристам и другим, включая так называемое "искусство аборигенов". Много энергичных популярных традиций ассимилируют Западные влияния в африканские стили, такие как тщательно продуманные фэнтезийные гробы в форме самолетов, автомобилей или животных западноафриканских городов и баннеры клубов.

Страны и люди

Замбия

В то время как мир смотрит в другом направлении, искусство процветает в Замбии на скудные средства. Замбия, пожалуй, является родиной одних самых творческих и талантливых художников в мире. Стремление художников в Замбии к творчеству настолько сильно, что они будут использовать что угодно. От мешковины до автомобильной краски даже старые простыни часто используются вместо холстов в качестве материалов для искусства. Мусор и осколки превращаются в произведения искусства, которые часто ошеломляют своим масштабом. Традиции изобразительного искусства, в западной концепции термина, в Замбии восходит к колониальным временам и с тех пор неуклонно растет. Благодаря фонду Lechwe (Личи) основной части искусства Замбии гарантирован дом в стране, где оно было создано.

Фонд Lechwe был основан Синтией Зукас. Сама художница, в начале 1980-х годов дружила со многими художниками в Замбии, включая Уильяма Бвалья Мико, который вспоминает с нежностью, как Зукас возвращалась из заграничной поездки с чемоданами, полными художественными материалами, чтобы передать местным художникам, которые не имели доступа к таким инструментам. В 1986 году она получила наследство и решила, что пришло время поддержать художников более существенно, и Lechwe Trust был создан. Их целью было предоставить стипендии художникам, которые хотели учиться официально или посещать художественные семинары и курсы. Кроме того, они решили начать коллекционирование, обеспечивая художественное наследие для Замбии, однако есть работы тех, кто жил в Замбии или имеет связь со страной. В настоящее время насчитывается более 200 произведений искусства от картин до скульптуры, от гравюр до эскизов – наследие, которым замбийцы должны гордиться, но и все же немногие знают о его существовании. Или, по крайней мере, так было до недавней выставки. Отсутствие продвижения арт-сцены в Замбии – единственная проблем, к которой должны обратиться художники.
 

Синтия Зукас
Синтия Зукас

Выставка Фонда Lechwe


"Предназначение" является ярким примером важности работы Фонда Lechwe. В оригинальной живописи Генри Тейали «Предназначение» (1975–1980) очевидна борьба за личность во время прогресса.
 

Henry Tayali's painting "Destiny"
Henry Tayali's painting "Destiny"


На переднем плане несметное число человеческих фигур карабкаются и работают, неся железные балки, лопаты, в то время как они будто заперты в огромном, окутанном паром, современном городе. Сам город окрашен приглушенными серыми, коричневыми оттенками, однако, толпа одета в яркие цвета. Согласно каталогу выставки и статье местного журнала The Lowdown, у этой картины была длинная и интересная жизнь. В 1966 году картина была продана Тиму Гиббсу, сыну тогдашнего южно-родезийского губернатора сэра Хамфри Гиббса. В 1980 Тейали поехал в ныне независимый Зимбабве, чтобы вернуть свою картину назад. Неудивительно, что ему отказали, но предоставили разрешение, одолживать картину для выставок. «Судьба» объехала Лондон, Замбию и Париж прежде, чем возвратиться к Гиббсу. К 1989 Генри Тейали умер, и «Судьба» была снова показана в Лондоне Фондом Lechwe. Потребовалось два года, но фонд теперь владеет картиной – стержнем их впечатляющей коллекции.

Художники в Замбии сталкиваются с особенными, хотя конечно же не уникальными проблемами. Даже сегодня, материалы, такие как масляные краски, кисти, холсты все еще нужно импортировать из Южной Африки, и это делает их запредельно дорогими. Отсутствие публичной библиотеки и предметных журналов означает, что художники лишены возможности изучения более известных художников или чувства причастности к более широкому международному сообществу. Всего год назад, если вы хотели изучать искусство в Замбии, был только один курс, доступный в стране - сертификат в художественном образовании, который готовил скорее к преподаванию, чем занятию искусством.

Две картины художников двух разных поколений: Генри Тейали (1943–1987) слева и ныне живущего художника Стэри Мваба. Ну и, конечно, предпринимаются попытки продавать их работы. В экономически более стабильных странах лишь несколько художников действительно может утверждать, что они зарабатывают на жизнь своим искусством в одиночку, но этих людей в Замбии не много. Это происходит не только из-за меньшего количества людей с достаточным доходом, желающих купить картину, но и из-за предвзятого мнения некоторых туристов и экспатов, которые предполагают  они рассчитывают купить работу по бросовой цене, по стоимости сувенира, однако цены оказываются выше. Жалоба, что работа переоценена, является яблоком раздора. Лусака – один из наиболее дорогих городов в Африке к югу от Сахары с точки зрения арендных плат и цен на продукцию, плюс, как упомянуто выше, художественные материалы особенно дорогие. Художники утверждают, что цены на их произведения справедливо отражают их экономические реалии, плюс некоторые художники выставлялись на международном уровне и считают, что они вправе просить больше денег. Низкие показатели продаж говорят о том, что многие, увы,  с этим не согласны. Низкие продажи могут также быть результатом чего-то другого. Очень немногие люди за пределами очень маленького замбийского мира искусства знают, насколько активны художники в настоящее время. Взгляд на международные журналы об искусстве показывает недостаток освещения Африки к югу от Сахары, лишь нескольким художникам, таким как Крис Офили и Йинка Шонибэйр, удалось прорваться в Европу и США. Многие современные замбийские художники, такие как Zenzele Chulu и Стэри Мваба, которые выставлялись на международном уровне, считают, что это происходит потому, что мир искусства хочет видеть искусство Африки в рамках очень специфического, этноцентрического стереотипа. В результате их часто просят участвовать в выставках в африканском стиле, которые ограничивают их деятельность что расстраивает художников. Как говорит Мваба: «Я - африканский художник или художник из Африки?" И что еще более важно, почему этот вопрос все еще имеет значение?

И все же Лусака трещит по швам от количества художников, а галерея Henry Tayali — главная галерея изобразительного искусства Лусаки — заполнена почти от пола до потолка  произведениями искусства, и хотя они имеют только скромный ручеек  посетителей (в некоторые дни, говорят, никого вообще), галерея является центром активности. Почему? Что ж, в стране, где возможности для работы ограничены, лучше быть художником и работать, чем ждать работы, которая никогда может не прийти. Школа не возможна для большого количества детей, у родителей которых нет денег или времени, которое часто тратится на помощь по дому. Но через искусство, можно выразить себя без способности читать и писать. Сообщество художников – теплое и дружественное, полное людей, которые понимают, что их самый богатый ресурс – они сами; новые члены приветствуются с распростертыми объятиями. Существует более абстрактная и, возможно, также редко ясно формулируемая мотивация – гордость и желание изобразить и исследовать Замбию с помощью изобразительных средств. Посредством их работы замбийские художники источают достоинство и понимание, что есть хорошего и плохого в их обществе. Они подвергают сомнению, они исследуют и иногда судят. Художники здесь просто любят искусство, они жаждут его, и это - решающий вклад в их самосознание, их ощущение цели.

История Замбии полна талантов и характеров, даже если их подвиги и достижения не всегда хорошо документированы. Возьмите Аквилу Симпасу. В свое время, Simpasa был всемирно известным художником, а скульптуры и рисунок были его любимым средством массовой информации, но искусство настолько глубоко укоренились в нем, что он писал картины и кроме того создавал музыку. Он дружил с Эдди Грантом и общался с Джими Хендриксом и Миком Джаггером. Симпаса был крупным первооткрывателем. К сожалению, он также имел проблемы с психическим здоровьем и умер сравнительно молодым в 1980-х годах, и с тех пор канул в виртуальной безвестности. Те из его современников, кто еще жив, хорошо его помнят. В ответ на просьбу прокомментировать своего друга Симпасу, художник Патрик Мвимба высказал следующее замечание: "Он был лучшим замбийским художником." Истории о нем переходят из уст в уста, которые точно так же, как сам художник и его жизнь, мало документально подтверждены. Вильям Мико и Зензел Чулу оба упоминали, как некоторые полагают, что он все еще жив, как Элвис, он стал легендой, и теперь благодаря Lechwe Trust, легенда может говорить через его работы.

Нельзя отрицать, что Lechwe Trust  прошел большой путь к решению многих проблем, стоящих перед замбийскими художниками. Благодаря покупке предметов искусства по справедливой цене, некоторые художники могут остаться в Замбии и работать, а не покидать страну, как многие, в то числе Генри Тейали. Вильяму Мико фонд помог развиться как артисту и обучиться за границей в Европе. Он в конечном счете вернулся работать и помогать фонду. Личи – единственный подобгый фонд в Замбии. Страна полна НПО, мало, если вообще какой-либо из них, заинтересованы интересуется художественной сценой. Тем не менее, "У Вас не может быть развития без развития искусства и культуры", утверждает Вильям Мико. Он приводит пример Японии, которая имеет многовековую и весьма уважаемую художественную традицию. Он верит, что эта традиция вдохновения, креативности и тяжелой работы помогли превратить Японию в технологическую центр, которым она стала в наше время. Неустанная поддержка Фонда Lechwe замбийской художественной сцены могла быть ключевой для обеспечения признания, особенно теперь, когда они решили построить свою собственную галерею.

Мали

Основные этнические группы Мали - Бамбара (также известные как Бамана) и Догоны. Меньшие этнические группы состоят из Марка и рыбаков Бозо реки Нигер. Древние цивилизации процветали в таких областях, как Djene и Тимбукту, где было обнаружено большое множество древних бронзовых и терракотовых фигур.
 

Две чивары Бамбара, ок. конца 19 – нач. 20 в., Чикагский институт искусств. Женская (слева) и мужская, верикальный вариант
Две статуэтки Чивары Бамбара, ок. конца 19 – нач. 20 в., Чикагский институт искусств. Женская (слева) и мужская, вертикальный вариант
 

Народность Бамбара (Мали)

Люди Бамбара адаптировали много художественных традиций и начали создавать произведения искусства. Прежде чем деньги стали главным двигателем создания их произведений искусства, они использовали свои способности только в качестве священного ремесла для показа духовной гордости, религиозных верований и проявления обычаев. Примером произведения искусства является банамская маска n'tomo. Другие статуи создавались для людей, таких как охотники и фермеры, чтобы другие могли оставить подношения после долгого сельскохозяйственного сезона или групповых охот. Стилистические вариации Бамбары включают скульптуры, маски и головные уборы, которые изображают стилизованные или реалистичные черты либо выветренные или окаменелые патины. До недавнего времени функция этих предметов была покрыта тайной, но за последние двадцать лет исследования показали, что определенные типы фигур и головных уборов были связаны с целым рядом обществ, которые составляли структуру жизни Бамбара. В течение 1970-х группа примерно из двадцати фигур, масок и головных уборов TjiWara, принадлежавших так называемому стилю «Сегу», была идентифицирована. Стиль отличается узнаваем по его типичным плоским лицам, стреловидным носам, треугольному шрамированию по всему телу и растопыренным рукам.

Маски Мали

Есть три главных и один второстепенный тип маски Бамбара. Первый тип, используемый обществом N'tomo, имеет типичную гребневидную конструкцию поверх лица, надевается во время танцев и может быть покрыт раковинами каури. Второй тип маски, ассоциируемый с обществом Комо, имеет сферическую голову с двумя рогами антилопы на верхушке и увеличенным, сплюснутым ртом. Они используются во время танцев, но у некоторых есть толстый закостенелый налет, приобретенный во время других церемоний, во время которых по ним льют возлияния.
 

Маска Kanaga, проданная в галерее "Мухомор"
Маска Kanaga, проданная в галерее "Мухомор"

 


Третий тип связан связи с обществом Нама и вырезан в форме головы птицы, в то время как четвертый, второстепенный тип, представляет собой стилизованную голову животного и используется обществом Коре. Известно у существовании других масок Бамбара, в отличие от описанных выше, они не могут быть связаны с определенными обществами или церемониями. Резчики Bambara славятся зооморфными головными уборами, которые носили члены общества TJI-Вара. Несмотря на то, что они разные, все они показывают весьма абстрактное тело, часто включая зигзагообразный узор, который представляет собой курс солнца с востока на запад, и голову с двумя большими рогами. Бамбара общества Tji-Wara носят головной убор, танцуя на своих полях во время посева, в надежде  повысить урожайность.

Статуэтки Мали

Статуэтки Бамбара, прежде всего, используются во время ежегодных церемоний общества Гуан. Во время этих церемоний группа максимум из семи фигур, имеющих размеры от 80 до 130 см в высоте, выносятся из своих святилищ старшими членами общества. Скульптуры моют, вновь смазывают и подносят жертвы к их алтарям. Эти фигуры, некоторые из которых датируются между 14-м и 16-го веками, обычно изображают типичную украшенную гребнем прическу, часто украшаемую талисманом.
Двум из этих фигур придавалось большое значение сидящая или стоящая беременная фигура под названием Guandousou, известная на Западе как «Королева Бамбара», и мужская фигура под названием Guantigui, который обычно изображается держащим нож. Две фигуры были окружены сопутствующими фигурами Guannyeni, стоящими или сидящими в различных положениях, держа в руках сосуд, музыкальный инструмент или их грудь. В течение 1970-х годов, многочисленные подделки из Бамако, которые были основаны на этих скульптурах, вышли на рынок.

Другие фигуры Бамбара, называемые Dyonyeni, как думают, связаны или с южным обществом Dyo или с обществом Kwore. Эти женские или гермафродитные фигуры обычно имеют такие геометрические особенности, как большая коническая грудь и размер от 40 до 85 см в высоту. Кузнецы общества Dyo использовали их во время танцев, чтобы отметить окончание их церемоний инициации. Танцоры их брали в руки, переносили и помещали в центр церемониального круга.
Среди собрания фигур Бамбара бох являются, пожалуй, самыми известными. Эти статуи представляют собой весьма стилизованную животную или человеческую фигуру и сделаны из дерева, которые многократно покрыто толстым слоем земли, пропитанной жертвенными материалами, такими как просо, куриная или козья кровь, орехами кола и алкогольными напитками. Они использовались обществами Коно и Комо и служили в качестве сосудов для духовных сил, и в свою очередь могли использоваться в отвращающих беду целях.

Каждая особая творческая черта, которую получал человек, рассматривалась как другой способ порадовать высших духов.

Народ Догоны (Мали)


Искусство догонов – прежде всего скульптура. Искусство догонов вращается вокруг религиозных ценностей, идеалов и свобод (Laude, 19). Скульптуры догонов было не принято рассматривать публично, они обычно были скрыты от глаз общественности в семейных домах, святилищах или хранились у Хогона (Laude, 20). Важность тайны связана с символическим значением скульптур и процессом их создания.
 

Статуэтка Dogon Tellem, галерея Мухомор
Статуэтка Dogon Tellem, галерея Мухомор

Сюжеты, характерные для скульптур догонов, включают фигуры с поднятыми руками, наложенные друг на друга бородатые фигуры, всадников, кариатид, женщин с детьми, фигуры, закрывающие свои лица, женщин, размалывающих перламутровое просо, женщин, несущих сосуды на головах, ослов, несущих кубки, музыкантов, собак, корыта и скамейки на четырех ножках, фигуры, сгибающиеся в талии, зеркальные отображения, фигуры в фартуках и стоящие фигуры. Признаки других контактов и источников очевидны в искусстве догонов. Догоны не были первыми жителями скал Бандиагара. Влияние искусства Tellem очевидно в искусстве догонов из-за его прямолинейного оформления.

Искусство догонов чрезвычайно разносторонне, хотя общие стилистические особенности – такие как тенденция к стилизации – очевидны на статуях. Их искусство имеет дело с мифами, сложный ансамбль которых регулирует жизнь человека. Скульптуры хранятся в бесчисленных местах вероисповедания, личных или семейных алтарях, алтари для дождя, алтари, чтобы для защиты во время охоты, на рынке. В качестве общей характеристики статуй догонов, можно было бы сказать, что они представляют человеческое тело в упрощенном виде, сводя его к самой сути. Некоторые чрезвычайно удлинены с акцентом на геометрические формы. Субъективное впечатление – сродни неподвижности с таинственным чувством внушительный тяжести и безмятежного величия, в то же время передающего скрытое движение. Скульптуры догонов воссоздают гермафродитные силуэты Теллем, с поднятыми руками и густым налетом из крови и бузы. Четыре пары Nommo, мифические предки, рожденные от бога Амма, орнаментальные табуреты, колонны или молельни, дверные замки и амбарные двери. Древняя пара представлена, сидящей на скамейке, основание которой изображает землю, а верхняя плоскость представляет собой небо; и они взаимно соединены Номмо. Сидящие женские фигуры с руками на животе, связаны с культом плодовитости, воплощая первого предка, который умер во время родов, и являются объектом жертвоприношений для женщин, ожидающих ребенка. Стоящие на коленях статуи защитных духов помещаются у головы мертвых, чтобы поглотить их духовную силу и быть их посредниками с миром мертвых, в который они сопровождают покойного, прежде чем вновь разместиться на алтаре предков. Всадники сохранились остатки того, что, согласно мифу, лошадь была первым животным присутствует на земле.

Всадники – напоминание того факта, что, согласно мифу, лошадь была первым подарком в виде животного на земле. Стиль догонов превратился в своего рода кубизм: яйцевидная голова, квадратные плечи, сужающиеся конечности, заостренные груди, предплечья и бедра на параллельной плоскости, прически, стилизованные тремя или четырьмя высеченными линиями. Скульптуры догонов служат в качестве физического средства в обрядах инициаций и как объяснение мира. Они служат для передачи понимания посвящаемому, который будет разгадывать статую в соответствии со своим уровнем их знаний. Резные фигурки животных, таких как собаки и страусы, размещаются на основных алтарях поселения, чтобы почтить принесенных в жертву животных, в то время как амбарные двери, табуреты и столбы дома также украшены фигурами и символами.

Существует почти восемьдесят стилей масок, но их основная особенность – большая смелость в использовании геометрических форм, независимо от различных животных, которых они представляют. Структура большого количества масок основана на взаимодействии вертикальных и горизонтальных линий и форм. Еще одна большая группа имеет треугольные, конические формы. Все маски имеют большие геометрические глаза и стилизованные черты. Маски часто многоцветные, но на многих цвет утерян; после церемоний они оставались на земле и быстро изнашивались из-за термитов и прочих условий. Догоны продолжают древнюю традицию ношения масок в память о происхождении смерти. Согласно их мифам, смерть вошла в мир в результате прегрешений первобытного человека перед божественным порядком. Мемориальные церемонии Дама проводятся, чтобы сопровождать умерших в мир предков и восстановить порядок мироздания. Представление с масками – иногда целых 400 – на этих церемониях считается абсолютно необходимым. В случае дама время осуществления, типы участвующих масок и другие ритуальные элементы часто являются специфическими для одной или двух деревень и могут не напоминать те, которые характерны для мест, отдаленных всего на несколько миль. Маски также появляются во время обрядов Бага-Бундо, выполняемых небольшим числом людей в масках, перед захоронением догонов мужского пола. Маски Догона воспроизводят форму животных, связанных с их мифологией, все же их значение понятно только самым высокопоставленным участникам культа, роль которых – объяснить значение каждой маски зачарованной аудитории

Кения

Кенийское искусство очень изменилось в постколониальные годы. Живописцы появились в 1950-х после обучения в Университете Макерере; среди них такие художники как Элимо Нджо, Элизабет Кэруга. 1970-е видели африканских живописцев-самоучек, главным образом вдохновленных спросом на оригинальные африканские картины. К ним относятся Ancient Soi, Macua Ngethe, а также Моисей Gichuiri. Университет Кениатта также производил художников, но в большей степени преподавал западные художественные стили живописи. Среди них Джон Dianga и Моисей Gichuiri. Среди других поздний доктор Сильвестр Мэйна, Стивен Мейинга и другие. 1980-е произвели многих современных художников. Из педагогических институтов вышли Стивен Мбэтия, Rix Butama, Шейк Макелеле и Меуб, если назвать лишь некоторых из них. Из Университета Изобразительного искусства и Дизайна Найроби вышли следующие художники: Булинйя Мартинс и Сара Шиунду. Эти двое в силу того, что изучили много базовых методов в области дизайна, весьма новаторские в стиле, использовании цвета и исполнении. В отличие от большинства современных кенийских художников они рисуют с помощью масла, акриловых красок, акварели и / или их комбинации. Чисто абстрактное искусство редко встречается в Кении. Большинство художников пишут полуабстрактно с искаженными человеческими фигурами. Первые картины Булинйя Мартинса были сочетанием кубизма и оригинальных африканских абстракций. Что касается материала, использования акриловых красок и масла более частое, чем акварели. Масляная краска на сегодняшний день является предпочтительным средством, и это сохраняется намного дольше. Предметы искусства в Кении включают корзины из сизаля, браслеты  из шерсти слона, бусы масаи, музыкальные инструменты, серебряные и золотые ювелирные изделия, скульптуры из мыльного камня, резьба по дереву, племенные маски, статуэтки масаи, картины, гравюры и скульптуры. Эти предметы искусства доступны на художественных и ремесленных рынках и в магазинах всюду в основных туристических центрах Кении.

 

Современный фэнтезийный гроб в форме красного петуха, Гана
Современный фэнтезийный гроб в форме красного петуха, Гана


Ткань в Кении также представляет интересное искусство, с батиком, канга (женские юбки с запахом) с узорами и даже кенийскими пословицами, напечатанными на них, и kikois (тип саронга для мужчин), которые бывают из различных цветов и текстиля. Кения предлагает африканские драгоценности, содержащие раковины каури и резные фигурки из мыльного камня из Западной Кении, вырезанные этническими группами Gusii и Abagusii в камне Kisii.

У Художественного музея Eskenazi в Университете Индианы большая коллекция традиционных предметов искусства из Кении, включая драгоценности, сосуды, оружие, трости, подголовники, табуреты, утварь и другие предметы, доступные онлайн.

Габон

Народ Фанг делают маски и плетение, резные фигурки и скульптуры. Искусство фангов характеризуется организованной ясностью и четкими линиями и формами. Биери, сундуки для хранения останков предков, высечены защитными фигурами. Маски носят на церемониях и для охоты. Лица окрашены в белый с черными чертами. Искусство Myene концентрируется вокруг ритуалов смерти. Женщины - предки представлены белыми масками, которые надевают мужчины - родственники. Бекота используют латунь и медь, чтобы покрыть свои резные фигурки. Они используют корзины для хранения останков предков. Туризм редок в Габоне, и в отличие от других африканских стран, искусство не стимулируется торговлей. В галерее "Мухомор" имеются в продажи маски Fang. Купив такую маску, вы легко сможете сделать африканский стиль в интерьере гостиной. 
 

Маска Fang в виде мужского лица, Этнологический музей Берлина
Маска Fang в виде мужского лица, Этнологический музей Берлина

Ботсвана

В северной части Ботсваны женщины в деревнях Etsha и Gumare известны их мастерством в создании корзин из Пальмы Мокола и местных красителей. Корзины, как правило, плетут трех типов: большие корзины с крышкой, используемые для хранения, большие открытые корзины для переноса объектов на голове или для проветривания молотого зерна и тарелки поменьше для проветривания толченого зерна. Мастерство этих корзин неуклонно повышается за счет использования цвета и улучшенного дизайна,  поскольку они все больше и больше производятся для коммерческого использования.

Старейшие свидетельства древних картин как из Ботсваны, так и Южной Африки. Изображения охоты, как животных, так и человеческих фигур, которые создавались народом Сан, датируются более чем 20000 лет в пустыне Калахари.

Буркина Фасо

Буркина-Фасо – небольшая, не имеющая выхода к морю, страна к северу от Ганы и к югу от Мали и Нигера. С экономической точки зрения это одна из четырех или пяти самых бедных стран в мире. В культурном отношении, она чрезвычайно богата. Отчасти это потому, что так мало людей из Буркина стали мусульманами или христианами. Многие из древних художественных традиций, которыми так знаменита Африка, были сохранены в Буркина-Фасо, потому что многие люди продолжают чтить духов предков и духов природы. В большей части они чтят духов путем использования масок и резных фигур. Многие из стран, расположенных к северу от Буркина-Фасо стала преобладающе мусульманскими, а многие из стран к югу от Буркина-Фасо – в значительной степени христианскими. На этом фоне Буркина-Фасо продолжают возносить молитвы и жертвы духам природы и к духам своих предков. Результатом является то, что они продолжают использовать виды искусства, которые мы видим в музеях Европы и Америки.
 

 Маска Бобо из Буркина Фасо, начало 19 в. Бруклинский музей (США)
Маска Бобо из Буркина Фасо, начало 19 в. Бруклинский музей (США)


Одним из главных препятствий для понимания искусства Буркина-Фасо, включая искусство Бва, была путаница между стилями бва, "гурунси", и мосси, и смешение народа бва со своими соседями на западе – народом Бобо. Эта путаница стала результатом использования французскими колониальными офицерами переводчиков джула на рубеже веков. Эти переводчики полагали, что эти два народа были тем же самым и называли  бобо - «бобо-финг», а бва - «бобо-уле». На самом деле, эти два народа не связаны вообще. Их языки совершенно разные, их социальные системы весьма различны, и, конечно, их искусство совершенно не похоже. С точки зрения художественных стилей путаница проистекает из того факта, что бва, "гурунси" и мосси делают маски, покрытые красными, белыми и черными геометрическими графическими узорами. Это – просто стиль вольтийских народов или Гур, и также включает догон и другие народы, которые говорят на вольтийских языках.

Кот-д’Ивуар

Народы бауле, сенуфо и дан искусны в резьбе по дереву каждая культура производит деревянные маски в большом разнообразии. Жители Кот-д’Ивуара используют маски, чтобы представлять животных в карикатуре, чтобы изображать божество или представлять души умерших.

Поскольку маски, как считается, обладают большой духовной силой, считается табу для любого, кроме специально обученных или избранных людей, носить или обладать определенными масками. У каждой из этих церемониальных масок, как думают, есть душа или жизненная сила, и ношение этих масок преобразовывает владельца в сущность, которую представляет маска.
 

Африканская маска народности Baule
Африканская маска народности Baule, галерея Мухомор

В Кот-д'Ивуаре также есть современные живописцы и иллюстраторы. Гильберт Г. Груд критикует древние верования в черную магию, приписываемую упомянутым выше маскам, в его иллюстрированной книге Magie Noire.
 
Танзания
 
Искусство Тинга Тинга имеет корни в украшении стен хижины в центральной и южной Танзании. Это был 1968 год, когда Эдвард Саид Тингатинга начал рисовать на деревянных листах эмалевыми красками, когда искусство Тинга Тинга впервые стало известным. Искусство Маконде должно быть подразделено на различные области. Маконде известны как лучшие резчики во всей Восточной Африке, и их скульптурами, которые можно найти, как в продаже на туристических рынках, так и в музеях. Они традиционно вырезают предметы быта, фигуры и маски. С 1950-х годов развивалось так называемое современное искусство маконде. Существенным шагом стало обращение к абстрактными фигурам, в основном духов (Шетани), которые играют особую роль. Makonde также являются частью важных современных художников Африки сегодня. Выдающаяся позиция занята Джорджем Лилэнгой.

Египет
Сохраняясь в течение 3,000 лет и тридцати династий, "официальное" искусство Древнего Египта было сосредоточено на государственной религии соответствующего времени. Искусство варьировались от резьбы по камню и крупных статуй, и маленьких статуэток, к настенному искусству, изображавшему и историю, и мифологию. В 2600 г. до н.э. зрелость египетской резьбы достигла пика, которого она не достигала снова в течение еще 1500 лет, во время правления Рамзеса II.
 
Многие произведения обладают определенной жесткостью, с фигурами, сбалансированными в вертикальном положении и строгими в королевской манере. Пропорции тела также, кажется, рассчитаны математически, вызывая чувство фантастического совершенства изображенных фигур. Это, скорее всего, использовалось, чтобы укрепить благочестие правящей касты.


Источник текста и фото: https://en.wikipedia.org/wiki/African_art, перевод галереи "Афроарт". В нашей галерее вы можете купить предметы искусства Африки - маски и статуэтки с доставкой по всей России.


 


 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов к записи.
 
© Afroart.ru | Копирование материалов допускается только при указании на источник активной гиперссылки

Рейтинг@Mail.ru